Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Страстное желание — это заболевание души и могила для жизни»Раби Шломо Ибн-Габироль

1.СКАЗАЛ РАЗУМ: В первую очередь необходимо разобраться с сущностью человека4 и миссией, возложенной на него, чтобы понять, в чем заключается желаемый результат всего этого.4*

13.СКАЗАЛА ДУША: Эти вопросы действительно требуют детального рассмотрения.

14.СКАЗАЛ РАЗУМ: Фундамент, на котором стоит все здание5 — это воля Всевышнего, чтобы человек совершенствовал себя и все созданное для него5*, и это само по себе будет его заслугой и его наградой6. Заслугой — потому что он сам прикладывает усилия для достижения совершенства, и достигнув его, насладится только плодами своего труда и своей долей в работе. Наградой — потому что в конце концов он станет совершенным[1] и будет наслаждаться этим вечно.

15.СКАЗАЛА ДУША: Фундамент6* этот, очевидно, включает в себя многие аспекты, которые я постигну, увидев здание, на нем возведенное. Один общий вопрос хочу, однако, задать немедленно: есть ли объяснение тому, что замысел Всевышнего был именно таким?

16.СКАЗАЛ РАЗУМ: Причина проста, она связана с ответом на другой вопрос: для чего Создатель, благословен Он, создал нас?

17.СКАЗАЛА ДУША: Так дай же ответ на оба этих вопроса.

18.СКАЗАЛ РАЗУМ: То, что доступно здесь нашему пониманию[2] — это то, что Милосердный, благословен Он, есть совершенное добро, а свойство добра — нести добро другим. В этом замысел Всевышнего — сотворить создания, чтобы нести им добро[3]. Ведь если нет того, кто получит добро — нет благодеяния. Однако для того, чтобы добро было совершенным, как знал Он в своей непостижимой мудрости, созданные должны заслужить добро своим трудом. Только тогда они станут истинными хозяевами добра, и не будет у них стыда, как у получающих милостыню. Об этом сказано (Иерусалимский Талмуд, Орла 1:3)[4]: «Тот, кто ест чужое, стыдится посмотреть в лицо дающему».

19.СКАЗАЛА ДУША: Сердце принимает твое объяснение, теперь продолжай7.

20.СКАЗАЛ РАЗУМ: Из предисловия, сделанного нами,8 следует, что объектом нашего исследования, требующим глубокого понимания, является несовершенство,8* изначально заложенное в творении, и его исправление.

Необходимо понять природу этого несовершенства и его следствия, и в чем заключается исправление Творения, и каковы пути этого исправления и его последствия.

21.СКАЗАЛА ДУША: Я думаю, что сначала надо понять природу совершенства, которого достигнет человек, когда выполнит свою миссию и освободится от трудов. Тогда все, упомянутое нами выше, прояснится само собой. Ведь это очевидно: то, чего достигнет человек в конце, и есть то, чего недостает ему в начале, и раз уж этого недостает, нужно стремиться приобрести его.

22.СКАЗАЛ РАЗУМ: Верно говоришь. Однако в нынешнем состоянии мы можем понять совершенство только в общем виде9, и не можем понять его частности. Но, с другой стороны, общего знания о совершенстве достаточно, чтобы понять несовершенство во всех его аспектах. Ведь, в конце концов, любое несовершенство — это отсутствие совершенства.

23.СКАЗАЛА ДУША: Тогда говори о совершенстве.

24.СКАЗАЛ РАЗУМ: Что есть искомое совершенство, несложно увидеть в Танахе и понять разумом. Суть его проста — причастность человека к святости Всевышнего[5], благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий. Вот как написано об этом в Танахе: «Тогда насладишься в Господе» (Йешаягу 58:14), «Сядут праведные перед лицом Твоим» (Псалмы 140:14), «Полнота радостей перед Тобой» (Псалмы 16:11). И есть еще много подобных мест, они на каждом шагу в словах пророков и писаниях, открой книги и увидь. И в словах мудрецов ты увидишь это: «Нет в будущем мире ни еды, ни питья, только праведники, увенчанные коронами, наслаждаются присутствием Всевышнего» (Брахот 17а). И рассуждая, ты придешь к тому же. Душа человека — не что иное как часть самого Всесильного, и все, к чему она стремится — вернуться к своему источнику и постичь его. Такова природа любого порожденного объекта — стремиться к породившему его, и нет ему покоя, пока не достигнет этого. И хотя, будучи погружены в недостатки, мы не в состоянии прочувствовать, как проявится причастность к Творцу и что такое постижение Его, сами недостатки могут быть поняты нами. Так же как совершенство — причастность к Творцу, так недостатки — удаленность от Него и любые преграды, стоящие между нами и Ним, благословен Он. Это преграды, из-за которых невозможна близость в той степени, в которой она будет возможна после их устранения. Это, собственно, и есть несовершенство, которое мы должны стараться устранить, стремясь к совершенству10.

Здесь, однако, пришло время сделать одно очень важное предисловие.

25.СКАЗАЛА ДУША: Что за предисловие?

26.СКАЗАЛ РАЗУМ: Создатель, благословен Он, безусловно мог создать человека и все созданное вместе с ним абсолютно совершенным. Более того, это было бы естественно для Него, ведь Он, благословенный, обладает всеми видами совершенства, а значит, и дела Его должны быть абсолютно совершенны. Однако решил Он в своей мудрости дать человеку возможность восполнить себя и создал его несовершенным. То есть Творец как будто сдержал Свое совершенство и безграничную доброту так, чтобы творить не всей силой, а только в той мере, которую определил Его непостижимый разум.

Здесь необходимо ввести еще одну очень важную идею[6], а именно то, о чем сказали мудрецы, благословенна их память (Хагига 13а): «Шаддай* — тот, который сказал миру: “Достаточно!”». Мидраш говорит, что небо расширялось, пока Он не приказал ему остановиться (Танхума, конец главы Микец). Это означает, что Всевышний мог создать намного больше разнообразных созданий, и сами создания могли бы быть куда большими, и если бы только хотел Он творить в соответствии с силой своей, то не было бы у творения никакой границы, как безграничен Он сам. Однако Он создал творения соразмерно с их потенциалом, т.е. в той мере и с теми свойствами, которые для них предопределил. Другими словами, Творец как будто сдержал свою неисчерпаемую11 силу, чтобы действовать не в соответствии с ней, а соразмерно созданным Им творениям.

27.СКАЗАЛА ДУША: Сказанное тобой не подлежит сомнению, ведь то, что Создатель всемогущ во всех отношениях и Его возможности не поддаются никаким ограничениям, является одной из основ веры. И все, что видим мы, созданное в определенной мере и границах, не отражает истинную мощь Его, а соразмерно замыслу.

28.СКАЗАЛ РАЗУМ: Теперь сформулируем вкратце рассмотренный принцип, с тем чтобы перейти к следующему положению, не менее важному.

Вот этот принцип: Всевышний, благословен Он, сдержал себя, точнее, сдержал свою способность создавать, и создал не по мере силы своей, а так, как хотел и задумал, и, кроме того, сделал создания несовершенными, с тем чтобы они восполнили себя сами. Тогда совершенство станет их наградой за труд, вложенный в его достижение. И все это сделал Всевышний из желания принести человеку совершенное добро.

29.СКАЗАЛА ДУША: А теперь выслушаем следующее положение, о котором ты говорил.

30.СКАЗАЛ РАЗУМ: Настало время понять, где человек находит силу, позволяющую ему восполнить свои недостатки, если он создан несовершенным12! Однако предупреждаю тебя: задав этот вопрос, мы отправляемся в море огромное и неизведанное, поскольку много очень серьезных понятий предстоит освоить нам, пока не доберемся до ответа. И тебе придется запастись терпением для понимания вещей в нужном порядке. Таков путь мудрости — постигать идеи одну за другой, до тех пор, пока в конце они не соединятся воедино в свете совершенного знания, ради которого потребовались все введения и предпосылки.

31.СКАЗАЛА ДУША: Поясняй в необходимом порядке, а я буду внимать с терпением и усидчивостью.

32.СКАЗАЛ РАЗУМ: Первым делом знай: хотя выше было сказано, что Творец, благословен Он, хотел дать нам возможность постичь Его сокровенное совершенство, очевидно, что не имелось в виду, будто Он хотел дать нам постижение всего своего совершенства, которое неисчерпаемо. Напротив, лишь малую долю его хотел открыть нам Всевышний, и в этой небольшой доле будет все то наслаждение, о котором мы говорили13. И пойми, что это очевидно, ведь не может созданный как мы с тобой постичь все совершенство Творца, благословенно имя Его. Как сказано в книге Иова (11:7): «Разве возможно постичь Всесильного, исчерпать того, чье имя — Шаддай?» И выходит, что все, постигнутое созданным, не будет даже каплей из моря великого совершенства Создателя, благословенно имя Его.

33.СКАЗАЛА ДУША: Это ясно всякому мудрому сердцем, и уже сказано (Псалмы 106:2): «Кто перескажет могущество Всевышнего?».


4Сущность человека — тело и душа, миссия — Тора и заповеди (восполнение себя).

4*Чтобы понять пути правосудия, необходимо знать, какова миссия человека, поскольку Всевышний судит человека в соответствии с тем, насколько он эту миссию выполняет.

5Здание служения (миссии).

5*См. в книге «Путь праведных» (ч. 1): «И если он владеет собой, и приближается к Создателю, и пользуется миром только как инструментом в служении Творцу — он возвышается, и сам мир возвышается с ним».

6Заслуга в том, что человек удостаивается награды не как подарка, а как платы за его служение.

6*Фундамент миссии по восполнению себя.

7Продолжай объяснять, в чем состоит миссия человека.

8О том, что человек должен восполнить себя.

8*Раз задача человека состоит в том, чтобы восполнить себя, обязательно должно существовать несовершенство.

9Т.к. все время, пока находится человек в материальном мире, он не может понять сущность чистого и духовного совершенства, которое есть причастность к Всевышнему и наслаждение присутствием Всевышнего, как сказано: «Не может увидеть Меня человек и остаться живым» (Шмот 33:20). Однако для служения нам достаточно общего представления о совершенстве, с тем чтобы понять все аспекты недостатков, отдаляющих нас от совершенства, и увидеть работу по их исправлению, возложенную на нас.

10«Путь праведных» (ч. 1): «И если посмотришь еще, то увидишь, что истинное совершенство — это только причастность к Нему, благословен Он… однако для того, чтобы удостоился человек этого блага, следует ему прежде потрудиться и в поте лица своего постараться приобрести его. Это значит, что должен он постараться достичь причастности к Всевышнему посредством дел, которые к этому приводят, т. е. исполнением заповедей… и насколько он возобладает над своим дурным началом и вожделениями, и удалится от того, что отдаляет его от добра, и постарается стать причастным к Нему, — настолько он постигнет Всевышнего и возрадуется в нем».

*Это одно из имен Всевышнего, и его запрещено произносить в обыденной речи, принято говорить «Шаккай» (прим. переводчика).

11Т. е. без конца и без границ.

12Поскольку человек создан с недостатками — откуда в нем стремление и способность восполнить себя? Ответ дан в п. 70 и п. 72; см. там прим. 117, а также п. 158 и прим. [42].

13Выше, в п. 24, объяснил Рабейну, что благо, которого удостоится человек — это совершенство: «причастность человека к святости Всевышнего». В п. 34 объяснено, что постижение славы Всевышнего, это постижение Его единства поскольку именно это качество можно постичь в ясности, в отличие от других. Здесь делается введение: поскольку мы не можем постичь все Его совершенство, то все наше постижение Его качеств (то, которое будет бесконечно углубляться и расширятся в будущем) — это только постижение малой доли Его бесконечного совершенства. Это относится так же и к постижению единства, ведь и в нем есть бесконечная глубина постижения, малая доля которой откроется нам в будущем, как объяснено далее в п. 54. Вместе с тем, то, что мы постигнем в единстве — постигнем с ясным пониманием, как это объясняется далее.


[1]Это суть принципа «награда за исполнение заповеди — заповедь»: духовное совершенство, приобретаемое человеком посредством исполнения заповеди, и необычайное наслаждение, связанное с ним — удостоиться света лица Царя жизни — сами по себе являются наградой для человека. Как сказал Рабейну далее (п. 40): «Пойми: награда за исполнение заповеди — заповедь, т.е. освещение лица Его, …выполнение заповедей освещает его скрытым светом, и выполнив все, на него возложенное, человек восполнит себя и осветится светом жизни» (см. там, прим. 49). Таким образом, человек сам создает свое совершенство, которое и является его наградой, и так же объяснено в книге «Нефеш а-Хаим» (врата 1, гл. 12), и в книге «Руах а-Хаим» раби Хаима из Воложина.

[2]«То, что доступно здесь нашему пониманию»: наша способность постигать ограничена, мы не можем постичь ничего из самой бесконечной сущности Всевышнего. Как ограничен всякий созданный в сущности и бытие, так же ограничена и его возможность постигать, он не может понять ничем не ограниченную бесконечность, собственно мысль и желание Всевышнего. (См. «Ликутей Агро», конец комментария к «Сифра де-Цниюта», издание Вильно, о тайне ограничения (этим словом мы переводим каббалистическое понятие «цимцум»), цитата: «И известно, что как Он бесконечен, так и желание Его…») Поэтому Рабейну подчеркивает: «то, что доступно здесь нашему пониманию», другими словами, то, что Всевышний открыл нам в соответствии с нашей способностью постигать. Тот же момент Рабейну подчеркивает в книге «Клалей Питхей Хохма вэ-Даат» (Клаль 1) о намерении Всевышнего при творении: «То, что известно нам о намерении Создателя, благословен Он, в этом…» (смотри там).

Таким образом, приведенные здесь слова: «свойство добра — нести добро другим» — не выражают собственно сущности Всевышнего (поскольку Он не ограничен свойствами). Следовательно два положения: «Всевышний — совершенное добро» и «свойство добра — нести добро другим» — это принципы, которые создал и открыл нам Всевышний в соответствии с нашей способностью постигать, дабы мы могли понять эти качества и стать причастными к этим путям, которые открыл нам Творец, и могли понять, как исполнить Его волю, открытую нам в этом. (Так же объясняется в книге Аризаля «Эц Хаим», это приведено ранее в прим. 5: «Когда возжелал Он, создать мир, дабы принести добро созданиям, чтобы узнали они величие Его и удостоились присоединиться к возвышенному, стать причастными к Нему, благословен Он…» — раскрытие качества доброты происходит для того, чтобы научить нас, как стать причастными к Нему, идя Его путями.) Это будет объяснено далее в пп. 46 и 80, и смотри также примечания [18] и [19].

[3]Аналогичную мысль находим в книге «Путь праведных», начало главы 1: «Человек создан только для того, чтобы насладиться Всевышним…» и т.д. Так же объяснено в книге «Путь Всевышнего», часть 1, гл. 2 (там же смотри об еще одной причине дарования выбора человеку).

[4]Это высказывание Иерусалимского Талмуда приводят Тосфот в трактате Кидушин (36б). См. также «Магид Мейшорим» от р. Йосефа Каро, благословенна память его. Сказал ему ангел: «Души до прихода в этот мир подобны тем, кто ест хлеб царя, не заработав его.» Для того, чтобы избавиться от этого позора, необходимо прийти в этот мир, заниматься Торой и заповедями, исполнять их и хранить, и тогда будут есть хлеб без стыда. И пишет Рейш Йонат Элем: «Слово позор (херпа) переводится на арамейский язык как хасда (слово хесед обычно означает “милость, милосердие”, однако это же слово может иметь значение “позор”).»

[5]В книге «Путь Всевышнего» объясняет Рабейну, что совершенство (то, которого может достичь человек) и причастность (к Всевышнему) — это одно и то же. «Однако кроме того, что создание, достигшее совершенства, становится достойным причастности к Создателю из-за уподобления Ему, — посредством приобретения совершенства оно углубляет причастность, так что в конце концов приобретение совершенства и состояние причастности к Нему — это одно и то же. Это так потому, что сущность Всевышнего — это истинное совершенство, как мы сказали, и всякое совершенство может относиться только к Нему, как относится ветвь к корню, т.е. несмотря на то, что не достигает совершенства корня (т.е. источника совершенства), является его продолжением и порождением… поэтому это создание (человек) находится в равновесии между восполнением и недостатком, которые есть порождения освещения и сокрытия (света Его). Усиливаясь в восполнении и приобретая его своими силами, оно (создание) “держится” за Всевышнего, который является корнем и источником совершенства, и чем больше восполнение — тем сильнее причастность к Нему, т.к. что достигнув полного совершенства, оно (создание) достигает максимальной причастности, и оказывается причастным к Нему, благословен Он, и наслаждается Его добром, и достигает совершенства “в Нем”, и оно само становится хозяином (владельцем) добра и своего совершенства».

[6]Здесь объяснены две стороны ограничения (цимцум), упомянутые в книге «Клалим Ришоним» (см. примечание [15]). Одна сторона— что не создал создания сообразно Создателю, т.е. так, как следовало бы действовать Ему, благословен Он, ведь тогда не было бы у них границ и размеров, а создал их сообразно созданным, т.е. такими, какими подобает быть созданным. И вот «иное знание», содержащееся здесь: с точки зрения того, что создание — дело рук Всевышнего, Творение распространялось безгранично, пока Всевышний не остановил его, т. е. прекратил его распространение. Другая сторона объяснена выше — что не создал создания изначально наделенными полным совершенством, даже по критериям самих созданий, а создал с недостатками, дабы была у них возможность работы — восполнить себя.


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.