Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Молчание полезно мудрецу. А тем более — глупому»В. Талмуд, Псахим 99
Авраам был готов пожертвовать собой во имя Творца. Нимрод бросил нашего праотца в горящую печь, но Б-г совершил чудо, и он выжил. В чем секрет веры?

Слава им не нужна и величие, вот под крыльями кончится лёд — и найдут они счастие птичье, как награду за дерзкий полёт. В.Высоцкий

Начну опять с грузинского анекдота.

Среди грузинских народностей имеются две этнические группы: мегрелы, которых народная мудрость упрекает в хитрости, и добродушные, храбрые жители гор — сваны.

Сидит мегрел, держит в руках заряженный пистолет и рыдает. Всё у него не сложилось в жизни. Жена ушла.

Дети свалились с обрыва. Друзья обманули. За ним гонятся милиция и мафия. Его всё равно убьют, не одни, так другие. На последние деньги он купил пистолет.

Написал прощальное письмо, в котором перечислил на 30 страницах всех, кого следует винить в его смерти.

И вот осталось одно нажатие курка — и все счёты с жизнью будут сведены. А он… мне даже стыдно писать… сидит и плачет, как баба. Мимо него пролетает на быстром скакуне сван. Он поёт веселую песню, потому что едет на собственную свадьбу. Неожиданно замечает плачущего мужчину с пистолетом в руках, останавливает скакуна и обращается к нему:

– Брат, что случилось? Почему ты плачешь? В пистолете кончились пули, а твой враг сбежал? Возьми мой или хочешь, я поеду с тобой? Мы его догоним.

– Единственный враг себе я сам.

– Не понял, брат?

– Я вынужден застрелиться, но не могу.

– Почему?

– Боюсь.

– Чего?

– Смерти.

– Зачем? Ты кому-то должен деньги? Не волнуйся, я верну твой долг.

– Нет, просто страшно.

– Подумаешь, тоже мне дело! Прямо как маленький. Дай сюда пистолет, я тебе покажу, как это делается. Выхватывает пистолет и стреляет в себя… Бах!!!

Теперь о серьезном. У Руставели есть фраза: «Лучше смерть, но смерть со славой, чем бесславных дней позор». Интересно, что имел в виду гениальный поэт, неужели его слова просто комментарий к нашему анекдоту?

О чём это я собирался писать? А, вот. Никто не спорит, что испытаний у праотца евреев Аврама было 10. Но каких? Рамбам полагает, что испытания Аврама начались с приказа Всевышнего: «иди своей дорогой». Бартенура приводит мидраши, по которым выходит, что и до этого было 2 испытания. Первое: Аврам распространял знание о Всевышнем, из-за чего 10 лет скрывался от царя Нимрода. А второе — царь его ловит и пытается подчинить себе, т.е. заставить Аврама публично поклониться идолу огня.

В Советском союзе людей в добровольно-принудительном порядке заставляли вступать в пионеры, комсомол, партию и т.д. Аврам предпочитает, чтобы его сожгли, но ни в коем случае не идёт на поводу у царя.

Почему? Неужели Аврам был сваном и собственная жизнь не имела в его глазах никакой ценности?

Вспоминаю историю — во время войны сын Сталина Яков попал в плен. Немцы предложили обменять его на фельдмаршала Паулюса. Знаменитый ответ Сталина гласил: «солдата на маршала не меняют».

Он был убийца и в его глазах человеческая жизнь ничего не стоила. Даже жизнь родного сына.

Праведник, в первую очередь, благодарный человек и умеет ценить подарки. Самым главным подарком является жизнь. Потому что «не мертвый воспоет Твоих деяний славу. Нет радости в аду и в преисподней слов». В то же самое время, если человеку не за что умирать, зачем ему жить?

Однажды у дочери мудреца Раби Ханины бен Доса не хватило денег на покупку масла для субботних свечей. И она купила уксус. Отец объявил: «Тот, кто сказал маслу — “гори”, может сказать “гори” и уксусу». И что же, уксус горел лучше всякого масла!

Мой учитель любит повторять эту историю и каждый раз с сарказмом просит: давайте все вместе дружно закричим “уксус, гори!”. И добавляет: “Вызовут скорую помощь. Почему? Мы же верим, что Всевышний может зажечь уксус! Мы верим, а Раби Ханина жил в этой реальности. На человека, живущего в реальности Всевышнего, не действуют законы физики, химии и так далее, созданные Всевышним”.

Что было дальше? Гигантская печь, в которую по приказу царя бросили Аврама, пылала языками огня, который сжёг веревки, опутавшие руки и ноги праведника. И Аврам разгуливал по печи как по Летнему саду. Потому что тогда Всевышний приказал огню прекратить гореть.

Нимрод, осознав силу, которая превосходит его, отпустил Аврама. Через некоторое время Аврам разбогател, а Нимрод превратился в нищего. Он пришёл просить кусок хлеба. Аврам, зная, что всё добро он получил от Б-га, потребовал, чтобы Нимрод сказал слова благодарности Всевышнему. Тот отказался и навеки остался рабом Аврама.

Принципиальные были тогда правители! Предпочитали “бесславных дней позор”, только чтобы не сказать одно “спасибо”. Не то что нынешние ласковые телята, которые с удовольствием у двух маток сосут, а глазами ищут третью.

Но был на этом испытании и брат Аврама, Арам. Он внимательно следил за происходящим и для себя решил: если Аврам выйдет живым из печи, значит, Б-г сильнее Нимрода и он пойдет в печь; если нет — то поклонится идолу, потому что Нимрод сильнее. В общем, присоединится к победителю. Но нельзя одновременно служить двум господам. И Арам смело сгорел. Прав был Руставели: правильнее и даже безопаснее идти на смерть со славой, освящая Имя Всевышнего, чем бесславных дней позор поклонения идолу. Ибо любые идолы рано или поздно убивают своих поклонников.


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше