Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ицхак дал благословение Яакову после того, как ощутил запах, исходивший от его одежды. Мидраш объясняет, что такое поведение не было импульсивным — героизм, который проявляли даже самые ассимилированные потомки праотцев, был достоен благословения.

Центральной частью нашей недельной главы являются благословения, которые праотец Ицхак дал своему сыну Яакову. Чтобы удостовериться, что перед ним — достойный его благословений человек, незрячий Ицхак воспользовался своим обонянием: «И почуял он запах его одежд» (Толдот 27:27).

Мидраш раскрывает глубинный смысл такого акта. «Читай бгадав (“его одежд”) как богдав (“его предателей”)», сказано в «Мидраш раба». Почему Ицхака заботило поведение будущих вероотступников еврейского народа?

От мародерства до мученичества

Когда римляне захватили Второй Храм, поначалу они побоялись зайти вовнутрь. Для этих целей был нанят некто Йосеф ми-Шита, человек, который был готов посодействовать оккупантам в разграблении храмовой утвари. Но, как говорится, за умеренную плату.

Римляне пообещали Йосефу, что первый предмет, который он вынесет из Храма, станет его собственностью. Через некоторое время предприимчивый коллаборационист, натужно дыша, появился, неся храмовую менору, сделанную из чистого золота. Но римляне остудили его пыл: «Такая вещь не подходит простому человеку. Войди в Храм повторно и выбери себе что-нибудь другое».

К их удивлению, Йосеф ми-Шита отказался это делать. Посулы не прекращались — захватчики пообещали предателю, что освободят его от налогов на три года. Но Йосеф ответил решительным отказом: «Я уже рассердил Творца один раз — разве я готов прогневить Его еще раз?!»

Разговор с непокорным предателем оказался коротким. Йосефа привязали к верстаку и начали распиливать. Всякий раз, когда зубья пилы вонзались в его тело, Йосеф кричал: «Горе мне, рассердившему своего Творца» Вскоре его душа покинула этот мир.

На пути в Ган-Эден

Вторая история произошла с человеком по имени Якум Иш-цророт. Несмотря на то, что он приходился племянником рабби Йоси бен-Йоэзеру, тогдашнему главе Санхедрина, Якум был ассимилированным и даже враждебно относившимся к иудаизму человеком. Неудивительно, что греки, захватившие Эрец-Исраэль, назначили его на высокий пост.

Судьба его дяди была трагичной. За изучение Торы греческие власти приговорили его к смерти. В субботу рабби Йоси посадили на лошадь и повезли к месту казни.

Тем временем, Якум, довольный жизнью, совершал утреннюю прогулку верхом на лошади. Увидев рабби Йоси бен-Йоэзера, он презрительно произнес: «Посмотри на коня, на которого посадил меня мой господин, и посмотри на коня, на которого тебя посадил твой Господин». Смысл этой фразы понятен и без комментариев — Якум, прилюдно нарушающий шаббат, хотел в очередной раз продемонстрировать свое превосходство над «фанатиком»-дядей, который скоро поплатится жизнью за свою верность Торе.

Глядя на холеную лошадь племянника, рабби Йоси ответил ему: «Если так Б-г награждает тех, кто его сердит, представь, как он наградит тех, кто выполняет Его волю?» Но Якум не унимался: «Разве кто-нибудь из людей выполнял волю Б-га ревностнее, чем ты?». Следующая реплика заставила Якума призадуматься. «Если так страдают выполняющие Его волю, — промолвил осужденный на смерть раввин, — представь, как будут наказаны те, кто прогневил Его…»

Слова рабби Йоси вонзились в сердце племянника, «вошли в него, как яд», говорит мидраш. Вероотступник Якум вдруг понял со всей ясностью, в чем он погряз и каков он сам. Мидраш рассказывает, что Якум сам совершил казнь над собой, и в предсмертном видении рабби Йоси увидел, как ложе племянника уносится в небеса. «Он на короткий миг опередил меня, входя в Ган-Эден», — прошептал рабби Йоси.

Награда за раскаяние

Наш праотец Ицхак знал, что в будущем его потомков ожидают рабство и изгнание. Он справедливо опасался, что евреи растворятся среди других народов, отринув заветы отцов. Но когда Ицхак понял, что даже предатели, даже те люди, которые, казалось бы, полностью порвали с еврейством, обладают величайшим духовным потенциалом, он успокоился и благословил Яакова.

Корчась под зубьями пилы, Йосеф ми-Шита не кричал: «Мне больно!» Вместо этого он просил прощения у Всевышнего, которого он рассердил. Любимец властей Якум Иш-цророт за одно мгновение осознал степень морального падения. Способность раскаяться столь искренне и столь глубоко, вернуться к Б-гу, невзирая на неправедно прожитую жизнь, — именно это является отличительной особенностью потомков Яакова. За это и полагается благословение.


Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня. Читать дальше

Пост Десятого Тевета

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Хотя пост 10 Тевета и установлен в знак скорби, охватившей Израиль после разрушения Храма, в память о мучениях, перенесенных его сынами в изгнании, скорбь не может стать главным содержанием этого дня.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре