Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И сказал мудрец: «Оказывай добро /хесед/ тому, кто достоин его, и тому, кто недостоин. Добро будет уместным достойному, а недостойному — будешь ты достоин оказать добро, ибо Создатель приказал оказывать добро и милость».»Орхот цадиким. Щедрость
Мудрецы объясняют, что человек не должен довольствоваться нынешним духовным уровнем. Если мы не будем совершенствоваться, за нас это не сделает никто.

Он также сказал: «Если не я для себя, кто для меня? И если я для себя, что я такое? И если не сейчас, то когда?»

После того, как Гилель рассказал обо всем этом, он (увидел необходимость) разъяснить еще один важный момент, а именно: не стоит человеку думать про себя, что он уже поднялся на высокий уровень и изучил всю Тору. Ведь если он (удержится от этой мысли), то поймет, что должен (по-прежнему прилежно) изучать Тору и что именно это изучение сделает его великим. Об этом мишна говорит: если не я для себя, кто для меня? Это означает, что если человек не станет совершенствовать себя на пути Торы и заповедей, кто (сделает это) для меня? Ведь человеку никак не поможет, никак не приблизит его к совершенству, если кто-то другой станет вместо него изучать Тору и исполнять заповеди! Даже если его отец изучал Тору, сын ее не наследует. Здесь — не как с богатством, когда один человек может собрать много добра, а затем подарить его кому-то, кто совсем не трудился ради него, или оставить в наследство сыну. Вообще, в этом мире есть множество вещей, которые вначале достаются кому-то одному, а все остальные получают их через него. Так, в трактате Таанит (7а) сказано: «Дожди идут ради лишь одного человека», — в трактате Брахот: «Весь мир получает пропитание ради раби Ханины», — и примеров можно привести еще много. Но когда речь заходит о духовном богатстве, которое составляет удел человека в будущем мире, — здесь действуют другие законы. Это богатство человек может заработать только самостоятельно, и никто другой не сможет поделиться с ним. Это и означает: если не я для себя, кто для меня?

И если я для себя, что я такое? Даже если человек исполнил все, что на него возложено, он — не более чем человек из плоти и крови, который не может заниматься Торой и заповедями в том объеме, которого хватило бы его душе.

В мидраше (Ваикра раба 4) раби Шмуэль бар Ицхак, комментируя стих «Все, что делает человек, — для собственных уст», говорит так: «Все, чего достиг человек в Торе и заповедях, предназначено лишь для его собственного употребления, но не для сыновей и домочадцев». И (там же) говорит раби Леви: «И душа не наполнится, — душа знает, что, над чем бы она ни трудилась, она трудится ради себя, а потому она никогда не насытится заповедями и добрыми делами». И еще сказал раби Леви: «(Душу можно сравнить) с царской дочерью, вышедшей замуж за жителя маленького городка. Даже если он будет потчевать ее самыми изысканными деликатесами, этого будет недостаточно, потому что она все же царская дочь. Так и человек: что бы он ни делал для своей души, этого будет недостаточно, потому что она принадлежит к Высшим (сущностям)». Мидраш разъясняет, что все, что человек делает в своем стремлении к совершенству, он делает только для себя. Обретенное им совершенство не достанется никому другому, даже детям и домочадцам — только ему. И раби Леви объясняет, что именно об этом стих говорит: «И душа не наполнится». Человек может подумать, что (рано или поздно) его душа пресытится исполненными заповедями: ведь если он станет, например, постоянно есть и пить, довольно скоро его живот переполнится! Поэтому раби Леви указывает, что, (в противоположность желудку), «душа не наполнится», вечно стремясь ко все большему и большему совершенству. И затем раби Леви рассказывает притчу о крестьянине, женившемся на царской дочери. Он говорит, что, как этот крестьянин никогда не сможет сделать свою жену довольной, никогда не даст ей всего, что ей нужно, так и материальный человек по отношению к своей подруге — душе, происходящей из высших миров. Даже если человек исполнил много заповедей, совершил много добрых дел и тем самым даровал своей душе некоторое совершенство, она все же «не наполнилась», то есть, не достигла еще всего доступного ей — как происходящей прямо от Б-га — совершенства. Поэтому она никогда не насытится Торой, заповедями и добрыми делами, которыми занят человек в материальном теле, просто в силу различия уровней тела и души.

Обо всем этом и говорит Гилель (в этой мишне). Если не я для себя, кто для меня? Человек должен сам достичь совершенства, потому что никто не сможет сделать этого за него. И даже если я для себя, что я такое? Человек, исполняя заповеди, пользуется своим телом (мы подробно говорили об этом во введении, обсуждая стих (Мишлей 6) «Ибо заповедь — свеча, а Тора — свет»), и это не приносит душе совершенства, то есть, не дает того совершенства, которое подобало бы душе согласно ее возвышенности. Поэтому Гилель говорит: что я такое? — я всего лишь человек из плоти и крови!

И затем он добавляет: И если не сейчас — то когда? Человек живет очень недолго, и если не сейчас — когда же? Поэтому человек должен пробудиться от дремоты и начать исполнять заповеди и совершать добрые дела, поскольку этого он никому перепоручить не может.

И даже если он исполнит все, что обязан, пусть не думает, что его душа насытилась и достигла совершенства. Ведь даже если он для себя, что он такое — чего он стоит? Он все равно не сможет насытить душу ни заповедями, ни добрыми делами! И поэтому совершенно ясно, что если не сейчас — то когда, потому что человек живет недолго: только что был и вот внезапно перестал существовать…

И все слова Гилеля соответствуют его скромности и вообще его характеру и потому приведены рядом.

с разрешения издательства Швут Ами


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье