Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Многие десятилетия израильские политики безуспешно пытаются разрешить арабо-еврейский конфликт. Комментаторы Торы проливают свет на качества Ишмаэля и его потомков. Чтобы победить, мы должны подчинить свои желания воле Б-га.

Тора называет Ишмаэля «пере адам». Раби Шимшон-Рефаэль Гирш перевел слово «пере» как склонность постоянно нарушать какие бы то ни было рамки. Как известно, Агарь убежала из дома Сары, не желая подчиняться руководству человека, который превосходит ее саму в духовном смысле. Ангел предсказал сбежавшей рабыне качества, которыми будет обладать ее будущий сын: «И он будет диким человеком» (Лех леха, 16:12)

Всевышний поступил с Агарь по принципу «мера за меру», согласно которому Творец управляет нашим миром. Сын беглой рабыни Ишмаэль родился не склонным к подчинению другим.

Раби Иеошуа-Лейб Дискин обратил внимание на несоответствие слов ангела нормам грамматики. Согласно правилам святого языка, существительное должно стоять перед прилагательным: баит хадаш — «дом новый», йелед тов — «мальчик хороший» и так далее. В характеристике же Ишмаэля сделана инверсия, то есть принятый порядок слов изменен: пере адам («дикий человек») вместо адам пере.

На первое место в святом языке выносится главная часть словосочетания (то есть предмет, а затем уже следует его определение). В этом случае, объясняет раби Дискин, инверсия указывает нам, что определение Ишмаэля как дикого человека именно в таком порядке свидетельствует о том, что первичной в поведении сына Агари и его потомков является дикость, иначе говоря — произвольность поступков.

Вера без послушания

Рамбам подчеркивает, что ишмаэлиты верят в Единого Б-га и никоим образом не являются идолопоклонниками. Более того, в мидраше написано, что в конце жизни Ишмаэль раскаялся. Это обстоятельство указывает на то, что в будущих поколениях его потомки сделают то же самое и придут к вере в Единство Б-га. Почему же с потомством Ишмаэля связано так много негативных аспектов?

Один из больших мудрецов Торы объясняет это следующим образом. Цель верующего человека — узнать, чего Б-г от него хочет, а затем приложить все усилия к исполнению Его воли. Мы должны подчинить свою волю воле Всевышнего.

Однако «дикий человек» Ишмаэль, не умеющий ставить себя в рамки, поступает ровно наоборот: не в силах управлять своими внутренними позывами, он делает то, что ему вздумается. Параллельно Ишмаэль заявляет, что это и есть воля Б-га.

Ишмаэлиты находятся в затяжном конфликте с евреями не случайно. Они являются инструментом в руках Б-га, который хочет исправить определенные наши качества. Какие же?

Духовная победа

В Израиле двадцать лет тому назад каждый из политических лагерей утверждал, что стоит ему прийти к власти, как все проблемы, связанные с потомством Ишмаэля, разрешатся. В действительности всё оказалось сложнее: плодящиеся как грибы после дождя террористические организации и высокая по сравнению с еврейским нерелигиозным сектором рождаемость не способствовали решению конфликта. Здравомыслящий взгляд на происходящее приводит к однозначному выводу: в плоскости естественных явлений этот конфликт не решается.

В кабалистической книге «Зоар» подробно рассказывается о том, как Творец дал сыновьям Ишмаэля награду за то, что они исполняют заповедь об обрезании. Всевышний передал в их руки Эрец-Исраэль на то время, пока страна будет пустовать.

Эта награда останется в силе, пока не исчерпается милость Б-га, дарованная ишмаэлитам за соблюдение заповеди об обрезании. Но и тогда потомки Ишмаэля будут препятствовать евреям вернуться в свою страну.

В этих удивительных и пророческих словах «Зоар», сказанных много столетий тому назад, ясно обрисована духовная подоплека конфликта между евреями и арабами. Разумеется, следует действовать и естественными путями, но в конечном итоге не самолеты, танки или ракеты положат конец противостоянию.

Избавление состоится благодаря нашим духовным заслугам. Раз качества Ишмаэля заключаются в неспособности подчинять свои желания воле Творца, мы должны противопоставить этому полное подчинение своих желаний воле Всевышнего. Когда мы пойдем по такому пути, наши позиции на Святой Земле укрепятся.


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше