Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят в браке, уединяться в закрытом помещении. Это распространяется на начальника и секретаршу, а также на многие другие случаи, часто встречающиеся в современных учреждениях.

Тора запрещает мужчине и женщине, которые не состоят друг с другом в браке, уединяться в отдельном помещении, куда, по их расчетам, не могут войти другие люди. Запрет действует независимо от их семейного положения: женатые и холостяки должны соблюдать его в равной степени. Этот закон имеет особое значение в частном бизнесе, где заняты женщины. Еврейка, поступающая на службу к мужчине-работодателю, еврею или нееврею, прежде чем дать согласие, должна проверить, в какой мере на новой работе возможна ситуация, чреватая нарушением запрета на уединение.

Цель настоящей главы состоит лишь в том, чтобы сообщить читателю главные положения запрета на уединение (уединение — по-еврейски йихуд). Подробнее с этой темой можно ознакомиться, обратившись к специальной литературе.

Ситуации, когда может возникнуть йихуд (уединение)

Самым вероятным местом, где может возникнуть йихуд, по праву можно считать любой рабочий кабинет, который принято закрывать по соображениям безопасности.

Другая ситуация йихуда возможна, например, в случае, когда торговый агент приходит на дом к одиноко живущей женщине.

Как предотвратить йихуд

Запрет на уединение мужчины и женщины, не состоящих друг с другом в браке, не распространяется на те помещения, куда в любую минуту могут войти посторонние люди. Чтобы предотвратить ситуацию, попадающую под запрет, следует в комнате, где находятся такие мужчина и женщина, оставить незапертой дверь, создав тем самым вероятность, что называется, неожиданного вторжения.


Как взвешивают серебро и золото на весах, чтобы различить между легким и тяжелым, так же мудрый человек взвешивает на весах разума, чтобы различить ложь и правду. Читать дальше

Пути праведников. Ложь

Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»

Ложь, даже безвредная, ненавистна пред Всевышним.

Береги свою речь. Позорящие слова — правда и ложь

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Даже прекрасная правда порой может быть ядовитым злословием.

Речь, пророчество и пустословие

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Функция речи аналогична функции размножения: в нижнем мире тело производит на свет потомство, физическое существо в образе ребенка. У высшего мира, головы, другая «продукция» — слова, речь. Если дети — это внешнее проявление жизнедеятельности родительского тела, то слова — внешнее выражение мыслительной деятельности говорящего.

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".

Неудачная покупка

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Существуют ситуации, при которых не стоит говорить людям правду. Например, если приятель сделал неудачную, на наш взгляд, покупку, которой он сам чрезвычайно доволен. С другой стороны, если заранее можно предотвратить приобретение дорогой или некачественной вещи, необходимо предупредить приятеля.

Береги свою речь. Не верьте злословию!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

В наш век сплетня, которая была повторена многократно, воспринимается как непреложный факт. Галаха запрещает верить злословию, даже такому, которое укоренилось в обществе.

Синайское откровение - Десять заповедей

Рав Цви Вассерман

Лекция, прочитанная на подпольном семинаре в Ленинграде в 1980 г.

Тора и бизнес. Запрет обмана

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.