Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот. Происход ряд важных событий. Затем, спустя какое-то время, Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Далее следует подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама. Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

Тема союза между Всевышним и нашем праотцем Авраамом упоминается в нынешней недельной главе дважды. Сначала Творец заключает с Авраамом брит бейн а-бетарим, «союз меж рассеченных частей»: «И сказал Он ему: Возьми Мне телицу троекратно, и козу троекратно, и овна троекратно, и горлицу и молодого голубя. И взял он Ему всех этих, и рассек их посередине (…) И вот горнило дымящееся и факел огненный, это прошло меж тех частей (…) В тот день заключил Г-сподь с Аврамом завет, говоря: твоему потомству дал Я эту землю от реки Египта до великой реки, реки Прат» (Берешит 15:9–18)

Можно предположить, что смысл церемонии заключается в том, что туша животного символизирует две части единого целого. Партнеры, заключающие союз таким образом, обещают представлять единое целое сейчас и в будущем.

Во второй раз основным условием союза стало выполнение заповеди об обрезании. «И я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным. (…) Вот Мой завет, который вам соблюдать между Мною и между вами и между потомством твоим после тебя: чтобы обрезан был у вас всякий мужского пола» (Берешит 17:7:14).

Зачем нужны такие формальности? Почему приятельские отношения необходимо облекать в форму союза? Ответ — союзы нужны для закрепления отношений. Партнеры обещают оставаться верными один другому, вне зависимости от конкретных чувств в данный момент. Вечный союз между Б-гом и еврейским народом закрепляет эти отношения.

Отношения между Б-гом и народом Израиля строятся по двум дополняющим себя моделям. В книге «Песнь песней» связь Всевышнего с евреями сравнивается с любовью парня и девушки: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (Песнь песней 6:3). Девушка — это еврейский народ, а Б-г — ее возлюбленный. Такие влюбленные сохраняют верность даже во время долгой разлуки.

В недельной главе «Реэ» приводится еще одно описание связи Творца и еврейского народа — «Сыны вы Г-споду Б-гу вашему» (Дварим 14:1). А в главе «Шмот» народ Израиля называется «Сын Мой, первенец Мой» (Шмот 4:22).

Давайте рассмотрим эти две модели повнимательней. Одним из самых больших комплиментов для жены является признание мужа: «Я очень в тебе нуждаюсь». Всемогущему Творцу еврейский народ нужен для демонстрации собственного величия и чудес, если можно так выразиться. После выхода из Египта величие Б-га и его чудеса, которые видит весь мир, проявляются именно через еврейский народ.

Связь между мужем и женой напрямую зависит от поведения партнеров. Чем более преданно и тепло относится к мужу жена, тем более горячим будет внимание к ней мужа, тем более глубокими будут его чувства. Чем вернее и преданнее мы будет исполнять заповеди Б-га, тем больше Он будет проявлять к нам внимание и делать добро. В «Песне песней» сказано: «Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку» (Песня песней 2:9). В зависимости от нашего поведения Всевышний может наблюдать за еврейским народом как пристально («через окно»), так и вскользь («через решетку»). То есть, много разных уровней наблюдения Всевышнего за народом Израиля.

У брачного союза есть один минус. Такая связь может, не дай Б-г, быть прекращена. Муж и жена могут разочароваться друг в друге и подать на развод. Поэтому дополнительная модель связи Творца с еврейским народом — это связь отца с его детьми. Несмотря на наши проступки, Всевышний остается нашим отцом, продолжая любить нас, благословлять и защищать. Эти две модели дополняют одна другую.


Происхождение жизни

Доктор Джеральд Шредер

Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?

Археология по следам Традиции

Рав Пинхас Шнайдер

Археологические данные подтверждают еврейскую традицию

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Сколько звезд в созвездии «Кима»?

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Данные Талмуда о числе звёзд в созвездии «Кима» («Плеяды») решительно противоречили очевидности - наблюдениям того времени, когда Талмуд был закончен. Откуда мудрецы получили эти сведения - более полутора тысяч лет назад, без соответствующих оптических приборов?

Нужен ли Б-г для сотворения мира?

Доктор Джеральд Шредер

Стивен Хокинг и другие ученые считают, что Творец не имеет никакого отношения к сотворению мира. Пытаясь объяснить возникновение Вселенной из ничего, они выдвинули концепцию квантовой вакуумной флуктуации. Их религиозный коллега считает иначе.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Слышит ли зародыш голоса извне?

Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»

Великий комментатор Раши написал в комментарии к Мишне: "Ребенок в ее чреве обоняет запах еды и хочет ее". Спустя многие сотни лет исследования ученых подтвердили верность умозаключений еврейского мудреца и доказали, что в животе матери плод чувствует запахи, слушает музыку и получает удовольствие от тактильного общения со своими будущими родителями.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?