Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Базовые понятия иудаизма включают в себя кипу, цицит, тфиллин и мезузу. В чем предназначение каждой из этих вещей, и каким образом с их помощью мы исполняем заповеди Творца.

Евреи молятся три раза в день — шахарит (утром), минха (после полудня) и маарив (вечером), а также произносят дополнительные молитвы в специальных случаях и благословения (брахот) как, например, до и после еды. Мужчины носят арба канфот (малый талит) и шалит (одежду, содержащую цицит — специальные кисти), покрывают голову кипой (ермолкой), а во время утренней молитвы накладывают тфилин на руку и на голову. В каждом еврейском доме есть мезуза — маленькая коробочка с вложенным в нее пергаментным свитком, на котором написана молитва «Шма». Мезуза прикрепляется на правом косяке дверного проема.

Чему учат эти атрибуты?

а) Молитва. Коммуникация — ключевое понятие нашего поколения. Современная технология позволяет человеку общаться с другими людьми, находящимися от него за тысячи миль; мы можем посылать депеши, которые передаются за минуты. И все же до сих пор человек нередко стоит перед серьезными проблемами в этой области. Дети и родители, мужья и жены, служащие и хозяева зачастую испытывают огромные трудности при общении друг с другом. Так называемый «коммуникативный барьер» может оказаться наиболее обескураживающим. Если человек испытывает столько трудностей в общении с себе подобными, представьте, как трудно ему общаться с Б-гом.

Молитва помогает преодолеть этот барьер. Человек о многом хочет сказать Б-гу. Он может поблагодарить Его за оказанную милость, попросить Его о другой милости, например, о здоровье для себя или для близкого человека. Он может захотеть выразить свои чувства: страхи или раскаяние, благоговейный трепет перед Всемогущим и любовь к Нему. Как ему все это сделать?

Во времена Мишкана и Храма еврей, наряду с молитвой, мог принести жертву, чтобы искупить грехи или выказать свою благодарность. Храм давно разрушен, но человек все еще может приблизиться к Б-гу с помощью молитвы. Молитва это прямая связь с Б-гом, не требующая никаких посредников. После молитвы с полным сосредоточением человек чувствует себя очищенным. Он обратился ко Всемогущему и знает, что ни одна молитва не остается без ответа раньше или позже.

Молитва особенно эффективна во времена несчастий. Если болен близкий вам человек или ваша судьба кажется беспросветной, а ситуация безысходной — возможность молитвы остается всегда. Сама эта мысль утешает.

Традиционно молитвы произносят на иврите, потому что именно лашон акодеш — коренной, святой язык Торы — более угоден Б-гу. Молитвы на иврите объединяют евреев: не важно, откуда они родом, на каком языке говорят, они могут молиться вместе. В то же время человек должен понимать, что он произносит во время молитвы; тогда молитва на любом языке дойдет до Б-га, лишь бы она шла из глубины сердца.

Евреи собираются в бейт кнэсете (синагоге), чтобы молиться вместе. Предпочтительно, чтобы присутствовало десять или более мужчин в возрасте старше 13 лет {миньян). Такая молитва укрепляет чувство общности и усиливает эффективность всех просьб. Бейт кнэсет это святое место, место человеческого тепла и братства.

Таким образом, молитва позволяет человеку объединиться со своими собратьями-евреями, сохраняя при этом непосредственный личный контакт с Б-гом.

б) Цицит и тфилин это символы. Их употребление, как говорится в Торе, служит евреям напоминанием быть преданными Б-гу и Его заповедям. Глядящий на цицит (например, во время чтения Шма) помнит, что он обязан выполнять 613 заповедей Торы (буквы слова цицит на иврите имеют численное значение 600, к нему прибавляются пять узлов и восемь нитей, составляющих цицит, что в сумме дает 613). Тфилин представляет собой кожаные коробочки, внутрь которых вложены маленькие пергаментные свитки с записанными на них отрывками из Торы. Тфилин с помощью кожаных ремней укрепляются на голове и руке (на уровне сердца), что символизирует обязанность человека служить Б-гу всеми своими действиями, чувствами и мыслями. Цицит и тфилин — священные предметы, напоминающие человеку о необходимости особых усилий по приведению своей жизни в соответствие с требованиями Торы.

в) Ермолка. Это слово состоит из двух — йорэ малка — страх перед Небесным Царем. Покрывая голову, человек выказывает уважение Б-гу. Он демонстрирует, тем самым, признание над собой власти истинного хозяина мира. Ермолка — знак уважения, и поэтому ее сле-дует носить постоянно.

Вдобавок, ермолка является знаком принадлежности к еврейскому народу. Тот, кто публично носит ермолку, открыто признает свое еврейство и гордится им.

г) Мезуза. Присутствие мезузы на двери символизирует тот факт, что Б-г стоит у дверей еврейского жилища, защищая его, как Он сделал это во время египетских казней. Этот предмет прибавляет святости самому важному на свете месту — еврейскому дому.

Мезуза также позволяет открыто заявить о своем еврействе. Каждый, кто видит дом или квартиру, к дверям которых прикреплена мезуза, может быть уверен, что там живет еврейская семья, члены которой не стесняются объявить об этом всему миру.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени