Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек уважает отца и мать, Творец, благословен Он, говорит: Это значит, что он чтит Меня»Вавилонский Талмуд, Трактат Нида 31а
В субботу мы подражаем Творцу. Как? Возвышая духовное над материальным, выходя из рабства, на которое нас облекли работа и культура потребления.

Идея шабата — дня отдыха — в настоящее время принята почти повсеместно. Свое начало она берет в традиции Торы, где утверждается, что после шести дней творения «Б-г отдыхал от своей работы». Человеку предписывается следовать этому примеру в знак признания господства Б-га над миром.

Для некоторых евреев шабат стал просто одним из дней, когда, освободившись от работы, можно посмотреть футбольный матч по телевизору. Есть люди, которые рассматривают шабат как день строгих ограничений — тяжелое испытание, когда нельзя ничего переносить, писать, тратить деньги или смотреть телевизор. Действительно, что такое шабат? Это возможность посмотреть спортивное состязание или поспать? Или этот день существует для того, чтобы сделать жизнь труднее или скуч-нее?

Те, кто так думают о шабате, не понимают его целей. Скорее всего, они никогда не проводили этот день должным образом. В чем же истинная цель шабата?

Уже говорилось, седьмой день недели был днем, когда Б-г «отдыхал» после Сотворения Мира. Это утверждение рождает определенную проблему. Неужели Всемогущий Б-г действительно нуждается в передышке? Конечно, нет — в противном случае он не был бы Б-гом. Скорее всего, Б-г «отдыхал», чтобы показать пример человеку.

Мы читаем, что Б-г «трудился» в течение шести дней. Затем Он счел необходимым приостановить созидание, противопоставляя ограничения материального мира бесконечности мира духовного. Именно в этом смысл шабата — подражая Б-гу, попытаться возвысить духовное над материальным.

Шесть дней в неделю мы заняты мирскими делами — работой, учебой, покупками и развлечениями. Иногда работа так увлекает нас, что становимся ее рабами. Мы живем в обществе, где большинство людей болеет страстным желанием успеха. Они мечтают обзавестись мате-риальными ценностями: деньгами, собственностью, престижем, считая их большим счастьем, чем сплоченная семья, крепкая дружба и ощущение чистоты. У кого в непрерывном потоке повседневности есть время подумать о святости или Б-ге?

Шабат заставляет нас сделать паузу в тяжелой, однообразной недельной работе. Этот день напоминает нам, что в конце «недельного туннеля» брезжит духовный свет. Шабат вместо будничной сутолоки наделяет нас аурой святости, очищает нас, укрепляет наши связи с другими людьми и приближает к Б-гу.

Вот почему мы воздерживаемся от работы в шабат, стараясь подобно Б-гу прервать на время свою активность в области материального. При этом количество или степень сложности работы не имеют значения. Запрещено делать мелахот — созидательные действия типа тех, которые евреи выполняли при возведении Мишкана (Скинии) в пустыне. Например, разрешается переносить тяжелые книги внутри дома, даже если это требует большого физического напряжения. Но запрещено выносить из дома малюсенькую брошюрку, хотя это может показаться вовсе и не работой. Запрещение совершать мелахот напоминает человеку, что в шабат он не должен пытаться воздействовать на окружающий мир. Шабат это день осознания человеком духовной власти Б-га над миром. Шабат это день, когда человек, освободясь от забот и неудач своих земных занятий, должен вспомнить, что, в конце концов, ему зачтутся только праведные поступки. Шабат это день, предназначенный не только для физического отдыха, но, прежде всего, для обретения мира в душе.

Однако это не день вынужденного бездействия. Напротив, шабат открывает возможность больших достижений. Это самый совершенный из дней, когда семья собирается за одним столом, чтобы насладиться обществом друг друга после шести дней разнообразной активности.

Праздничная трапеза в шабат, которая завершается змирот (песнями) и диврей Тора (словами Торы), проходит в атмосфере покоя и дает семье возможность общения много лучшую, чем сидение у телевизора. Быть может, соблюдение шабата — основная причина стабильности традиционного еврейского дома.

Кроме того, шабат предоставляет человеку возможность укрепить отношения с окружающими. В этот день мы можем навестить соседей, пригласить к себе гостей, чтобы разделить с ними трапезу и одарить их теплом еврейского гостеприимства. Шабат избавляет от одиночества, цементирует узы между евреями всего мира.

Естественно, что шабат приближает евреев к Б-гу. Надевая праздничные одежды, вкушая специально приготовленную пищу, произнося специальные молитвы, человек чувствует острее, чем обычно, присутствие Б-га, и, конечно, в шабат у человека находится больше времени для изучения Торы и размышлений о величии Б-га. Особый дух шабата, ощущение того, что это не просто обы-чный день, может поднять настроение настолько, что поможет выдержать бремя будней, каким бы тяжелым оно ни было.

В шабат еврею дается добавочная душа (нешама ети — ра), которая способствует восстановлению его духовной силы.

Наконец, шабат помогает человеку ясно представить перспективу своего собственного бытия. Это единственный день, когда ему не нужно тревожиться о делах. В этот день, свободный от всех забот, можно подумать о своих достижениях, осознать, где он находится и куда следует двигаться дальше, обдумать пути самосовершенствования. День отдыха становится также и днем самоанализа.

Подведя итог, можно сказать, что шабат это прорыв в рутине повседневности, шанс для человека вспомнить, что он является Б-жьим созданием, у которого есть обязательства по отношению к семье, к своим товарищам и к самому себе. Шабат это не день ограничений, а скорее духовный оазис среди заземленной недели.

Йомим товим — еврейские праздники — выполняют подобную же функцию. Они также возвышают евреев над обыденностью и переносят их в область особенного. Это напоминание о славных моментах еврейской истории, память о чудесных событиях и духовных триумфах. Иногда еврейские праздники помогают нам подумать о прошлом, чтобы найти способы улучшить будущее. Ниже приведен краткий обзор еврейских праздников.

а) Рош Ашана — начало еврейского года — день, проводимый в углубленном самоанализе — осознании того, что Б-жественный суд над человеком зависит от самосовершенствования последнего. Звуки шофара (бараньего рога) призывают человека прожить приходящий год бо-лее достойным образом.

б)Йом Кипур — День Искупления — вершина Десяти Дней Раскаяния, которые начинаются в Рош Ашана. Йом Кипур это день поста и молитвы, когда человек, освобожденный от материальных забот, сосредотачивается на мыслях о Б-ге и собственных недостатках, которые следует исправить. Йом Кипур очищает души евреев.

в) Сукот — радостный праздник, напоминающий о пребывании евреев в пустыне. На семь дней (в диаспоре — восемь) мы переселяемся в сукот — шалаши, похожие на те, что были приютом для евреев во время их скитаний. Эти шалаши — напоминание о непрочности нашего существования, безопасность которого зависит лишь от Б-га. В Сукот мы исполняем мицву арбаа миним: в знак единства еврейского народа соединяем вместе четыре вида растений — лулав, этрог, адас и араву, также напоминающие о времени сбора урожая в Эрец Исраэль. Веселье достигает своей кульминации в день Симхат

Тора, когда мы радуемся завершению предыдущего и началу нового цикла недельного чтения Торы.

г) Ханука — праздник, посвященный двойному триумфу: великой победе Хашмонеев под предводительством Иеуды Амакаби над греками, а также чуду с чистым маслом для Меноры в Храме, маслом, которого хватило на восемь дней. В память об этом чуде в течение каждого из восьми дней праздника зажигают ханукальный светильник.

д) Ту БиШват — «Новый Год деревьев» в Эрец Исра — эль. Этот праздник предоставляет человеку возможность поблагодарить Б-га за дары природы и попросить у Него хороший урожай в будущем.

е) Пурим — годовщина провала коварного замысла Амана истребить евреев в Персии. Спасение пришло свыше благодаря усилиям царицы Эстер и Мордехая. Чтением Мегилы (свитка Эстер), а также маскарадом и праздничным пиром отмечают спасение персидских евреев.

ж) Песах: Б-жье вызволение евреев из рабства в Египте — основа этого праздника. Все семь (в диаспоре — восемь) дней праздника не едят хлеба, что служит напоминанием стремительности избавления.

Пасхальный Сэдер — праздничная трапеза, в течение которой читается история Исхода и символически вспоминается это избавление.

з) Шавуот — День дарования евреям Торы на Горе Синай, что ознаменовало возникновение избранного Б-гом народа.

и) Тиша БеАв — день национального траура, день поста и плача в память о двух Святых Храмах, разрушенных в этот день.

Следует отметить, что существуют и другие памятные дни и дни поста. Евреи, живущие за пределами Израиля, добавляют день к некоторым праздникам (Сукот, Песах, Шавуот). Это происходит потому, что раньше точная дата наступления нового месяца определялась показаниями свидетелей, видевших нарождение молодой луны. (Еврейский год основан на вычислениях лунного цикла). Проходило некоторое время, пока весть о провозглашении Санхедрином новомесячья доходила до отдаленных стран, поэтому в странах рассеяния из предосторожности стали добавлять день к йом тову. И сегодня мы сохраняем эту традицию.

Йомим товим напоминают евреям об их национальном наследии, объединяют их, разбросанных по свету, поднимают дух и помогают переносить тяжелые времена и враждебность окружения.

Соблюдать шабат и йом тов сегодня значительно легче, т. к. во многих странах существуют правительственные законы, защищающие верующих евреев. Конечно же, сохранение еврейской традиции не является тяжким бременем. Наоборот, без нее страдала бы душа еврея.

с разрешения издательства Швут Ами


Согласно традиции, Моше на горе Синай были переданы 613 заповедей: 365 заповедей запретительных и 248 повелительных. Читать дальше