Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Ничто и никто здесь, на земле, не испугает меня: ни ангел, ни даже ангел страха. Но жалобы нищего заставляют меня содрогнуться»Раби Хуне из Колошиц
Только Тот, кто находится над этим миром, может знать, что плохо, а что хорошо. Человек не вправе самостоятельно устанавливать нормы поведения. Это одна из причин того, что религиозные евреи не полагаются на свои собственные познания в том, что касается Галахи.

Почему каждый человек не может решать сам, как ему жить?

Кажется, что каждый в состоянии решить, что правильно, а что нет, и поступать соответственно. Однако философам различных эпох так и не удалось определить, что правильно, а что нет, что такое хорошо и что такое плохо. Что одному человеку кажется хорошим, другой считает вредным. Например, кто-то может решить, что с точки зрения морали благосостояние всех людей должно быть одинаковым. В результате логического развития этой концепции появляется мысль украсть деньги у соседа — в конце концов, почему у того должно быть больше денег? Или, например, кто-либо может считать себя достойным, придерживающимся строгой морали человеком просто потому, что не приносит никому никакого вреда, не считая себя обязанным заниматься благотворительностью. Без сомнения, преследуя и убивая евреев, многие нацисты полагали, что действуют в интересах своих сограждан. Человек субъективен и пристрастен, — как он может решать, что есть добро? Как он может не видеть ограниченности своего сознания?

Подобная задача под силу только Тому, Кто не имеет человеческих слабостей, Кто стоит выше эгоистических побуждений — только Б-гу. Его Тора — единственный истинный источник знания о качестве каждого предмета или явления в Творении. Без Торы, в которой обозначены эти определители, человек был бы предоставлен хаосу собственных субъективных решений.

Мир видел множество тоталитарных лидеров, которые говорили своим народам, что все их действия — благо. Он видел также множество сбившихся с пути людей, которые используют закон в ущерб другим. Именно евреи должны показать миру, что активная забота о ближнем, ограничение разрушительных импульсов в человеке и борьба за святость жизни ведут к настоящему нравст-венному существованию.

Может возникнуть вопрос, почему бы не позволить обычному человеку интерпретировать законы Торы вместо раввинов? Ответ прост: именно раввины, благодаря интенсивным занятиям Торой, достигли безупречного знания всех тонкостей закона. Подобно тому, как юрист способен более квалифицированно вести дела в суде, чем неспециалист. Для самостоятельного разрешения основных алахических вопросов человек должен иметь твердые знания основ еврейского закона. Если же в каком-то особом случае возникают сомнения, необходимо обратиться к пользующемуся доверием раву. Следует отметить, что стать равом может любой еврей, независимо от своего происхождения или дохода.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?