Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби укоряющих и ненавидь хвалящих, ибо эти приведут тебя к жизни в будущем мире, а те сживут тебя со свету»Авот де-раби Натан 29, 1
Считается, что современному человеку нет дела до «каких-то там законов, которые были приняты 2000 лет тому назад». На самом же деле, именно новомодные веяния спустя мгновение могут быть выброшенными на свалку истории, тогда как вечные традиции еврейского народа будут актуальными всегда.

Термины «современный» и «старомодный» сугубо относительны.

Что считается современным сегодня, легко устаревает завтра. Что кажется давно минувшим, может воскреснуть во взрыве ностальгического безумия. Не нужно быть историком, чтобы осознать, как быстро меняются моды, стили причесок, развлечения, интересы человека и его ценности. Если бы иудаизм должен был приспосабливаться к каждому изменению общественного вкуса, он вряд ли бы остался стабильной религией. Его приверженцы не были бы уверены в том, в моде или не в моде на этой неделе некий конкретный закон.

Основные законы иудаизма относятся к вечным условиям человеческого существования. Нет ничего устаревшего в таких призывах, как «Чти своих родителей» или «Не убивай». Мишпатим — законы, регулирующие отношения между людьми, — также актуальны в наши дни, как и тысячи лет назад, когда Б-г передал их Моше Рабейну. В мире все еще есть бедные и больные, и они так же нуждаются в помощи, как и раньше. И сегодня людям необходимо напоминание «люби ближнего как самого себя», предостережения насчет злословия, клеветы и оскорбления соседей. Преступность повсеместно растет, что отнюдь не уменьшает значения запретов убийства, грабежа и мошенничества.

Еврейские праздники помогают нам оживить славные страницы еврейской истории. Празднуя Песах, Сукот, Пурим, Хануку и другие праздники, мы объединяемся со всеми евреями, которые гордятся своим еврейством. А обезличивание в современном мире и такое понятие как «одиночество в толпе» увеличивают, как никогда ранее, потребность в Б-ге, пекущемся лично о нас. Поэтому воз-можность приблизиться к Б-гу с помощью молитвы и соблюдения шабата остается поистине живительной.

Конечно, технические открытия создали новый мир, отличающийся от того, который видел дарование Торы. Определенные законы Торы, особенно относящиеся к Храму, неприменимы сегодня. Большинство еврейских законов применимы к любым новым условиям, например, в ситуации крупных изменений, которые принесло использование электричества. Мудрецы нашего времени, соединенные живой, динамической связью с законами, которые сформулировали прошедшие поколения, распространяют точку зрения Торы на современные случаи, оставаясь в то же время верными вечным Б-жественным идеалам. Они позволяют иудаизму противостоять вызову любого века.

Непостижимо, как иудаизм процветал среди столь различных народов и культур в течение веков и не только в Эрец Исраэль, но также в Вавилоне, Испании, Марокко, Польше, Румынии, Венгрии, России, Восточной Европе, Южной Америке, Канаде и США. В каждой из этих стран евреям удавалось оставаться уважаемыми и лояльными гражданами, сохраняя при этом преданность своей религии. Они выжили как евреи, потому что приспосабливали окружающую культуру к иудаизму, а не наоборот. Основные законы и идеалы иудаизма стоят над временем, они универсальны, что позволило им укорениться в различных странах в разные исторические эпохи. Таким образом, нет никакого противоречия в том, чтобы быть соблюдающим заповеди евреем и, одновременно, участвовать в делах современного мира.

с разрешения издательства Швут Ами


Ицхак — сын праотца Авраама и отец Яакова. Он был готов отдать свою жизнь ради воли Творца, будучи связанным и возложенным на жертвенник. Читать дальше

Недельная глава Хаей Сара

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Хаей Сара

Избранные комментарии на недельную главу Толдот

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Яаков и Эсав были близнецами, но их физическое и духовное строение отличалось. Несмотря на образование, полученное дома у Ицхака и Ривки, братья были диаметрально противоположными друг другу.

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваера 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы