Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Современность и Тора, Евреи, Галут, Элиэзер Гервиц
Термины «современный» и «старомодный» сугубо относительны.
Что считается современным сегодня, легко устаревает завтра. Что кажется давно минувшим, может воскреснуть во взрыве ностальгического безумия. Не нужно быть историком, чтобы осознать, как быстро меняются моды, стили причесок, развлечения, интересы человека и его ценности. Если бы иудаизм должен был приспосабливаться к каждому изменению общественного вкуса, он вряд ли бы остался стабильной религией. Его приверженцы не были бы уверены в том, в моде или не в моде на этой неделе некий конкретный закон.
Основные законы иудаизма относятся к вечным условиям человеческого существования. Нет ничего устаревшего в таких призывах, как «Чти своих родителей» или «Не убивай». Мишпатим — законы, регулирующие отношения между людьми, — также актуальны в наши дни, как и тысячи лет назад, когда Б-г передал их Моше Рабейну. В мире все еще есть бедные и больные, и они так же нуждаются в помощи, как и раньше. И сегодня людям необходимо напоминание «люби ближнего как самого себя», предостережения насчет злословия, клеветы и оскорбления соседей. Преступность повсеместно растет, что отнюдь не уменьшает значения запретов убийства, грабежа и мошенничества.
Еврейские праздники помогают нам оживить славные страницы еврейской истории. Празднуя Песах, Сукот, Пурим, Хануку и другие праздники, мы объединяемся со всеми евреями, которые гордятся своим еврейством. А обезличивание в современном мире и такое понятие как «одиночество в толпе» увеличивают, как никогда ранее, потребность в Б-ге, пекущемся лично о нас. Поэтому воз-можность приблизиться к Б-гу с помощью молитвы и соблюдения шабата остается поистине живительной.
Конечно, технические открытия создали новый мир, отличающийся от того, который видел дарование Торы. Определенные законы Торы, особенно относящиеся к Храму, неприменимы сегодня. Большинство еврейских законов применимы к любым новым условиям, например, в ситуации крупных изменений, которые принесло использование электричества. Мудрецы нашего времени, соединенные живой, динамической связью с законами, которые сформулировали прошедшие поколения, распространяют точку зрения Торы на современные случаи, оставаясь в то же время верными вечным Б-жественным идеалам. Они позволяют иудаизму противостоять вызову любого века.
Непостижимо, как иудаизм процветал среди столь различных народов и культур в течение веков и не только в Эрец Исраэль, но также в Вавилоне, Испании, Марокко, Польше, Румынии, Венгрии, России, Восточной Европе, Южной Америке, Канаде и США. В каждой из этих стран евреям удавалось оставаться уважаемыми и лояльными гражданами, сохраняя при этом преданность своей религии. Они выжили как евреи, потому что приспосабливали окружающую культуру к иудаизму, а не наоборот. Основные законы и идеалы иудаизма стоят над временем, они универсальны, что позволило им укорениться в различных странах в разные исторические эпохи. Таким образом, нет никакого противоречия в том, чтобы быть соблюдающим заповеди евреем и, одновременно, участвовать в делах современного мира.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?