Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Высокий моральный уровень достигается при помощи ограничений. Среди заповедей очень много таких, которые, на первый взгляд, посягают на личную свободу человека. Тем не менее, наличие запретов не мешает евреям наслаждаться жизнью.

Да, многие законы в иудаизме носят ограничительный характер. Но их ограничения направлены на то, чтобы помочь человеку не делать сегодня того, о чем он пожалеет завтра. Человеку может нравиться состояние алкогольного опьянения, но за ним наступает похмелье. Цель иудаизма — устранить «похмелье» упадка, предотвратив сам «упадок». Человек остается духовно и морально чистым только тогда, когда он ограничивает свои желания. Вот почему иудаизм накладывает ограничения на пищу, стиль одежды, работу в шабат и праздники, сексуальные отношения, контролирует склонность человека к злоупотреблению правами других людей. Иудаизм вовсе не ставит целью сделать человека несчастным. Напротив, эти ограничения помогают достижению удовлетворения на более высоком уровне. Радость близких и искренних отношений с супругой намного превосходит переживания случайной встречи. Шабат приносит гораздо больше духовного наслаждения, чем доза наркотика.

Некоторые могут возразить, что человеку необходима абсолютная свобода. Звучит прекрасно, но совершенно невыполнимо на практике. Абсолютная свобода означает удовлетворение своих личных устремлений, даже за счет попрания прав других людей. Абсолютная свобода может принести с собой волну убийств, ограблений, насилия, распад семьи и общества. Абсолютная свобода позволяет человеку разрушать свое тело пищевыми излишествами и наркотиками. Ясно, что некоторые ограничения нужны для пользы самого человека. Для того, чтобы дать дорогу всему хорошему, заложенному в человеческой природе, иудаизм ограничивает его вредные импульсы.

Однако не следует впадать в заблуждение, думая, что иудаизм тождественен аскетизму и проповедует лишения ради лишений. В действительности, иудаизм полностью отвергает идею, согласно которой человек рождается для страданий и должен поэтому отказывать себе во всех удовольствиях. Напротив, иудаизм полагает, что радости этого мира были созданы для человека, и, отвергая удовольствия, человек отвергает доброту Б-га. Закон велит радоваться в праздники, сопровождая их веселым застольем и песнями, достойно одеваться, есть здоровую и вкусную пищу и жить со всеми удобствами. Иудаизм наставляет своих адептов не бежать от мира, но жить в нем: вступать в брак и рожать детей (этот призыв относится также и к служившим в Храме коаним). «Служите Б-гу с радостью» — основной принцип иудаизма. Всякий, кто побывал на праздновании Пурима, на еврейской свадьбе, на хасидском собрании или на торжестве в ешиве, знает, как могут веселиться евреи. Еврейские песни, юмор и кухня широко известны и ценятся не только евреями. Безусловно, религиозные евреи участвуют в большинстве аспектов современной жизни, но они всегда избегают теневых ее сторон, помня, что их задача в жизни — сохранить искру святости, которой наделил их Б-г.

Позволяя евреям разделять радости жизни, иудаизм предостерегает против гедонизма и материализма. Следует помнить, что человек живет на земле не только с целью получить удовольствие и накопить состояние. Действительно, стремление разбогатеть, утереть нос соседу, защитить свое добро от грабителей и налогового чиновника приводят даже самых спокойных людей к язве желудка. Можно испытать мимолетное удовлетворение от обладания дорогими вещами или найти его в алкоголе, наркотиках и распущенности — но все это только поверхностное, временное «счастье». Что останется, когда пройдет этот миг? Что ждет вас на склоне лет, когда вы уже устали от жизни? А что остается умирающему? Как могут эти несколько моментов радости компенсировать весь ужас отчаянных поисков еще одной дозы наркотика или стакана вина, леденящий страх в преддверии смерти?

Иудаизм призывает к разумной, уравновешенной жизни. Не отказывай себе в радостях мира, но и не теряй ощущения меры, контроля над собой. Радуйся еде, праздничному застолью, но не объедайся. Стремись к долговременному счастью, которое сопутствует стабильной семье, к жизни без стрессов, проходящей в постоянной преданности Б-гу. Испытывай постоянное удовлетворение от того, что ты — полноправный член еврейского народа, знай, кто ты есть и к кому ты можешь обратиться за помощью. Стремись в душе своей к миру, который дается осознанием преходящести нашей жизни на земле — истинная награда ожидает тебя в Грядущем Мире.

Это и есть идеальное бытие. Оно возможно только в организующих, ограничивающих рамках законов Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»