Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Тем, кто учит Тору

Написано о евреях, вышедших из Египта и расположившихся станом в Синайской пустыне, что после получения отчета от разведчиков, которые ходили в Святую землю, они воскликнули всем народом (Бемидбар 14:2): «О, лучше бы мы умерли в Египетской стране! Или в этой пустыне умерли бы!»

Из того, что евреи, поверив наговору разведчиков, распустивших злой слух о Святой стране, произнесли такие страшные слова (лучше нам умереть в пустыне!), следует, что они действительно предпочли остаться в пустыне. Результат: Всевышний дал им то, что они просили.

Почти все поколение умерло, не дойдя до Святой земли. А те, кому было разрешено в нее войти (женщины, дети, левиты), сорок лет ходили по пустыне в ожидании, пока умрет последний из воскликнувших: лучше нам тут скончаться!

Отсюда мы учим, что мир управляется по принципу «мера за меру».

А теперь откроем Рамбама (Илхот Деот). Он пишет, что во всем нашем мире не найдется настоящей награды, чтобы заплатить за исполнение даже одной заповеди Торы. Потому что «стоимость» заповеди безгранична. И если можно за нее получить адекватную награду, то только в грядущем мире.

Странные слова. Разве мы не знаем, что есть люди, которые получают вполне очевидную награду за свои хорошие дела и благие поступки? Причем получают прямо в нашем мире! Что называется «не отходя от кассы». Но, по Рамбаму, они ничего не получают. Очевидное противоречие. Чтобы его разрешить, надо признать, что человек сам определяет «стоимость» своих поступков. Какую плату он установит для себя, так тому и быть. Если ему ценен наш мир, получит расплату согласно «ценнику-прейскуранту» этого мира. Если вполне понимает истинную стоимость нашего преходящего мира, но тем не менее хочет получить что-то и здесь, то так и получит — часть здесь, часть там. Т.е. меру награды для себя он устанавливает сам.

Это одно из основных правил, по которым Всевышний управляет Своим творением. Оно работает для всех людей во всех их делах. В какой «валюте» мы хотим получить вознаграждение, в той и получим.

Еще мы учили у наших мудрецов, что если человек сострадателен к своим ближним, то и Небо сострадательно к нему, — причем ровно в той же степени. Как человек относится к поступкам других людей (требовательно или умея прощать), так наверху судятся и его поступки. Человек сам определяет меру мягкости или требовательности суда, которым будут его судить после завершения жизни. Чем определяет? Своей мягкостью по отношению к другим или своей требовательностью и непримиримостью. Но если, будучи человеком мягким и умеющим прощать, все же предпочитает, чтобы его дела судились со всей строгостью, то так и будет судим — строго и бескомпромиссно.

Об этом пишет Хатам-Софер, когда комментирует стих (Дварим 13:18): «И даст тебе (Всевышний) милость и смилостивится над тобой». Время от времени человек как бы проверяется на умение милостиво относиться к другим людям. Ему дается специальное испытание; в этом смысл слов «и даст тебе милость» — даст возможность проявить милость. Если проявил — «смилостивится над тобой». Не проявил — вини самого себя.

То же самое мы можем выучить из продолжения истории с разведчиками. После того как Всевышний объявил Моше, что Он решил покончить с евреями, пророк начал молиться, прося о милости. При этом он перечислил добрые проявления Самого Всевышнего в нашем мире (долготерпелив, прощает и пр.). Рамбан замечает, что одно качество — «помнит о заслуге отцов в тысячах поколений» — Моше пропустил. Потому что помнить заслугу отцов — Авраама, Ицхака и Яакова — в этом случае не имело смысла: для того, кто возненавидел Святую землю, нет доли в награде, полученной праотцами за их любовь к этой земле.

Выходит, что даже такая простая награда как «заслуга отцов», которую человек получает ничего не делая, только из-за того, что у него были праведные отцы, — даже такая легчайшая из наград определяется нашими делами: воспитали мы в себе то же качество, что помогло нашим отцам в их делах, — получаем часть их награды; не воспитали — остались ни с чем.

Как много зависит от нас! Войти или не войти в землю, получить или не получить награду за добрые дела наших отцов, — все это устанавливается для нас нами самими. И даже где получить награду за свои собственные хорошие поступки — здесь, сейчас, или в будущем мире, — решаем только мы.

Есть в сказанном высокий смысл. Человек, живущий по нормам Торы, согласно которым духовная компонента мира важнее ее материальной составляющей, человек, смотрящий на наш мир не иначе, как на пролог к миру грядущему, — такой человек своими руками как бы строит то отношение к себе, что реализуется сверху. «Насколько ты добр к людям, настолько и Небо добро к тебе. Как ты судишь других, так и сам будешь судим».

(По уроку рава Йехезкеля Левинштейна)


Готовность прислушиваться к окружающим и исправлять свои недостатки — одна из главных тем самосовершенствования человека в иудаизме. С другой стороны, критиковать тоже нужно уметь. Читать дальше

История одного кольца

Хаим Вальдер

Супруги должны поддерживать друг друга и делать всё для того, чтобы покой и гармония не уходили из семьи. Следующая история служит подтверждением того, что ради любви еврейский муж готов пойти на лишения, как материальные, так и духовные.

На тему недельной главы, Шмини 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Похвала должна быть искренней и конкретной. Выражение «он хороший мальчик» зачастую раздражает родителей, которые хотят убедиться, что учитель не отделывается общими фразами, а действительно хорошо знает их ребенка. Хвалить нужно действия человека, упоминая его достижения и успехи.

Ущерб от недостатка комплиментов

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Тот, кто не получает комплиментов, зачастую неадекватно реагирует на всякие мелочи. Он требует от супруга делать для него или для семьи нереальные вещи.

Критика и изменение привычек

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Абсурд становится еще более явным, когда пытаются оценить удовольствие от курения и приходят к выводу, что оно не доставляет особого удовольствия, и уж, несомненно, такого, которое оправдало бы полное порабощение сигарете.

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

На тему недельной главы. Ки теце

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Разрушительна сила злословия, которая неизбежно возвращается бумерангом к тому, кто позволил себе унизить человеческое достоинство другого

На тему недельной главы. Толдот

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Ситуации, когда не надо критиковать

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Зачастую встреча супругов — это момент, которого ждал тот, кто оставался дома, чтобы высказать все, что он набрал за день. Ведь у него тоже были сложности с детьми или с владельцем магазина напротив, и он ожидает прихода супруга, чтобы рассказать ему обо всем, что случилось.

Береги свою речь. Не злословьте о родственниках!

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Нельзя распространять негативную, пусть и правдивую, информацию. Не важно, о ком идет речь, — близком родственнике, ученом или малоученом человеке. Злословить и сплетничать запрещено Торой.

Береги свою речь. Намек на злословие

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

К нарушению запрета на злословие могут привести не только сплетни, но и чересчур щедрые комплименты. Если похвала содержит намек на недостатки человека, лучше вообще не хвалить его публично.

На тему недельной главы, Эмор 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Комплимент помогает убедить

Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»

Критик попадает в замкнутый круг: в супруге есть черты, которые он хочет изменить; вследствие этого он делает замечания и не хвалит его