Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Запрещено изливать семя напрасно, и это — более серьезное преступление, чем все преступления, запрещенные Торой. И те, кто занимается рукоблудием и изливают семя напрасно, не только нарушают важный запрет, но и должны быть отлучены от общины, и о них сказано: «Руки ваши кровь наполняет», и такой человек как будто совершил убийство. И посмотри, что написал Раши в комментарии на главу «Ва-Йешев» отрывок про Эра и Онана: он сказал, что именно из-за этого преступления они умерли. И иногда в наказание за это преступление, Б-же упаси, у человека умирают маленькие сыновья или вырастают злодеями, сам же человек беднеет.

2. Запрещено человеку сознательно вызывать у себя эрекцию или сознательно вызывать у себя сексуальные желания. Если же у человека возникла мысль об этом, ему следует направить свое сердце от суетного к словам Торы, которая названа «любимой ланью» и «миловидной серной». И известно, что размышления о разврате не может пересилить только сердце, не наполненное мудростью. И следует внимательно следить за тем, чтобы избегать эрекции. Поэтому запрещено человеку спать на спине, лицом вверх, или спать лицом вниз, следует же спать на боку, чтобы не возникло эрекции. И не следует двум неженатым мужчинам спать вместе. И не следует смотреть на скотину, зверей или птиц в момент, когда самец нуждается в самке. И запрещено ездить на животном верхом без седла.

3. Когда мужчина мочится, ему запрещено держать рукой место обрезания, чтобы удобнее было мочиться. Если же он женат, и жена его в одном с ним городе и не в состоянии ниды, по букве закона ему это разрешено, поскольку тот, «у кого есть хлеб в корзине», не станет размышлять о запретном и разжигаться. Однако качество праведности требует воздержаться от этого в любом случае. Трогать же руками это место не для того, чтобы помочиться, ему запрещено даже по букве закона1.

4. Во время ночной трапезы не следует слишком много есть и пить и не следует есть тех кушаний, которые разогревают тело, как, например, жирное мясо, молочные кушанья, сыр, яйца и чеснок. Также не следует пить разогревающих тело напитков. Это запрещено потому, что все эти вещи приводят к обсуждаемому здесь преступлению.

5. Если с человеком случилось, Б-же упаси, случайное семяизвержение ночью, то, когда он проснется, должен омыть руки и сказать с сокрушенным сердцем: «Властелин мира! џ сделал это не намеренно, только из-за плохих размышлений и плохих мыслей; поэтому по воле Твоей, Г-сподь, Б-г мой и Б-г отцов моих, сотри в милосердии Своей преступление это и спаси меня от этих и подобных плохих размышлений, навсегда, амен, и да будет такова Твоя воля».

6. Тот, кто хочет уберечься от этого греха, пусть оберегает свои уста от непристойностей, лжи, сплетен, злоязычия и насмешек. И также пусть оберегает свои уши от того, чтобы слушать все это. Также пусть он всегда старательно исполняет все свои обеты. И пусть он не тревожится слишком сильно. И также пусть остерегается плохих размышлений. Прежде же, чем идти спать, пусть позанимается Торой или прочтет первые четыре главы Тhиллим (см. выше, глава 132, параграф 5). И пусть следит за тем, чтобы не спать в комнате одному.

7. О том, что делать тому, кто не уберегся от этого преступления, рассказано в книге «Йесод Йосеф», автор которой выбрал и свел воедино отрывки из святых книг своих предшественников. Здесь я приведу некоторые из этих отрывков вкратце. Этому человеку следует:

— стараться быть сандаком, чтобы ребенка обрезали у него на коленях, и в особенности следует стараться быть сандаком, когда обрезают ребенка из бедной семьи;

— побольше давать милостыни бедным;

— соблюдать Шаббат по всем его законам, наслаждаться им и зажигать побольше свечей на Шаббат;

— любить и почитать изучающих Тору;

— молиться со вниманием и с плачем;

— избрать своим главным качеством скромность, и, слыша, как его позорят, молчать и прощать;

— выполняя какую-либо заповедь, тратить на это свои физические силы и делать это поспешно, чтобы тело его разогревалось от этого; в особенности это относится к заповедям, связанным с Песахом;

— растить сыновей для изучения Торы и приучать их трепетать перед Небесами;

— растить сироту у себя в доме, обращаясь с ним, как с собственным сыном;

— выполнять заповедь «вводить невесту под хупу» (то есть готовить ее к свадьбе — перев.);

— подниматься для чтения Торы как минимум раз в месяц, и произносить благословения на чтение Торы громким голосом, а во время чтения Торы смотреть в свиток и читать шепотом вместе с хазаном;

— быть всегда среди десяти первых приходящих в синагогу;

— вставать в середине ночи, чтобы читать «Тиккун Хацот» с плачем. Если же невозможно ему встать в середине ночи, пусть читает Тиккун Хацот после этого;

— любить мир и стремиться к миру.

(И см. ниже, глава 198, параграф 7).


1 Подробности на эту тему см. МБ, глава 3.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.