Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Нужно очень внимательно относиться к почитанию отца и матери и к трепету перед ними, поскольку Писание приравняло их к почитанию Б-га и трепету перед Ним, да будет благословенно Его имя. Сказано: «Чти отца своего и мать свою», и сказано также: «Почитай Б-га богатством своим». Про отца и мать написано: «Каждый пусть перед отцом своим и матерью своей трепещет», а о Б-ге сказано: «И перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи», то есть, как заповедано почитать Его великое имя и трепетать перед ним, так заповедано чтить отца и мать и трепетать перед ними. Трое вместе создают человека: Святой, благословен Он, отец человека и его мать (от отца — белые части человека, от матери — красные, а Святой, благословен Он, вкладывает в него душу, дает возможность глазу видеть, уху слышать, а рту разговаривать). Когда человек чтит своих отца и мать, говорит Святой, благословен Он: «Я отношусь к этому так, как будто Я жил среди них, и они почитали Меня».

2. Что такое «трепет» перед отцом? Не стоять там, где он обычно стоит в собрании старцев — своих товарищей, или в том месте, в котором он обычно молится; не сидеть там, где он обычно сидит за домашней трапезой; не спорить с ним и не подтверждать его слов при нем, не говорить даже: «Папа прав».

До каких пор простирается обязанность трепетать перед ним? Если сын, облаченный в великолепные одежды, председательствует в собрании, и приходят отец его или мать, рвут его одежды, бьют его по голове и плюют ему в лицо — не будет он упрекать их, обижать их или гневаться на них, а будет молчать и трепетать перед царем царей всех царей, Святым, благословен Он, Который заповедал ему это.

Однако человек имеет право подать на них в суд за нанесенный ему ущерб.

3. Что такое «почитание» отца? Сын кормит его и поит, одевает и покрывает его наготу, встречает и провожает его (и см. выше, глава 34, параграф 6). И следует подавать ему с приятным выражением лица, поскольку, даже если сын кормит своего отца каждый день изысканными яствами, но показывает свое раздражение — ему полагается наказание за это.

4. Если отец и мать человека спят, а ключ от его магазина — у них под изголовьем — запрещено будить их, даже если из-за этого сын потерпит большой убыток. Но если, когда сын разбудит отца, тот сможет получить большую прибыль, а если он его не разбудит, тот будет сожалеть об упущенной прибыли — заповедь требует разбудить его, поскольку он порадуется этому. И также заповедь требует разбудить его, чтобы пойти в синагогу или для выполнения другой заповеди, поскольку все обязаны почитать Вездесущего, благословен Он.

5. Если человек хочет чего-то от жителей города и знает, что ради его отца они выполнят его желание, то, даже если он знает, что ради него самого они также выполнили бы его желание, не следует ему говорить: «Сделайте то-то и то-то для меня!». Следует же сказать: «Сделайте то-то и то-то ради моего отца!» — чтобы показать, что именно отец его достоин уважения.

6. Если мать сказала сыну: «Сделай для меня то-то и то-то!» — и тот сделал, а потом пришел отец и спрашивает: «Кто это велел тебе так поступить?»; и сын понимает, что если он ответит, что мать велела ему это, отец будет сердиться на мать — пусть не говорит ему, что мать велела ему это сделать, даже если из-за того отец будет сердиться на него самого.

7. Сын обязан вставать перед отцом и матерью.

8. Необходимо почитать отца и мать также и после их смерти. Если сын упоминает их устно или письменно первые двенадцать месяцев после их смерти, пусть скажет или напишет: «Вот, я — искупление его ложа» (то есть: «Пусть на мне будет все то зло, которое должно было бы постичь его душу»), или: «…ее ложа». После же двенадцати месяцев (когда он получил уже все наказания, которые мог получить, поскольку суд над злодеями Израиля продолжается только двенадцать месяцев), пусть говорит или пишет: «Пусть упоминание о нем (или: о ней) послужит для благословения в будущем мире» (и см. выше, глава 26, параграф 22).

9. Даже если отец человека — злодей, совершающий преступления, следует почитать его и трепетать перед ним. Даже мамзер обязан почитать своего отца и трепетать перед ним. Некоторые же говорят, что сын не обязан почитать отца-злодея, пока он не раскаялся; запрещено только обижать его. И следует требовать от себя следовать первому мнению.

10. Если сын видит, как отец его нарушает слова Торы, не следует говорить ему: «Ты нарушил слова Торы»; следует же сказать ему: «Папа, верно ли, что в Торе написано так-то и так-то?», как будто он хочет научиться у него, а не упрекнуть его. Отец же сам поймет, в чем дело, и не будет пристыжен.

11. Если отец приказывает сыну нарушить заповедь Торы, как требующую, так и запрещающую, или даже заповедь мудрецов — не должен сын слушаться его, поскольку сказано в Писании: «Каждый пусть перед отцом своим и матерью своей трепещет и Шаббаты Мои соблюдает; я Г-сподь, Б-г ваш». Вс-вышний в одном и том же стихе говорит и трепете перед отцом и матерью и о соблюдении Шаббата, чтобы сообщить нам: «Хотя Я и предостерег вас относительно трепета перед отцом и матерью, но все же, если отец велит тебе нарушить Шаббат, ты не должен его слушать; и то же относится ко всем остальным заповедям: “Я Г-сподь, Б-г ваш”, то есть и ты, и твой отец обязаны почитать Меня, поэтому ты не должен, послушавшись его, нарушать Мои слова». Требования же мудрецов — это также слова Б-га, да будет благословенно Его имя, как сказано: «Не отойдешь от того, что скажут тебе они (мудрецы — перев.) ни вправо, ни влево».

Если отец велит сыну не разговаривать с таким-то человеком и не прощать ему, а сын хотел бы помириться с ним — ему не следует обращать внимания на запрет отца, поскольку запрещено ненавидеть любого еврея, если сын сам не видит, как тот совершает преступление, и оказывается, что отец тем самым велит сыну нарушить слова Торы.

12. Если сын хочет отправиться в какое-либо место для изучения Торы, поскольку знает, что там его учеба будет успешнее, чем здесь, а отец по какой-либо причине запрещает ему это, сын не обязан слушаться отца, поскольку требование изучения Торы сильнее, чем требование почитания отца и матери. (Это мы учим из того, что произошло с праотцем нашим Яаковом, да пребудет мир на нем: когда он ушел от отца, он скрылся в ешиве Эвера, где занимался Торой четырнадцать лет, после чего отправился в дом Лавана и провел там, а также в дороге, двадцать два года. И он был наказан за те 22 года, в течение которых не выполнял заповедь почитания отца, тем, что Йосеф скрылся от него на 22 года; за те же 14 лет, которые он провел за изучением Торы, он не был наказан). И также, если сын хочет жениться, а отца не устраивает его выбор, сын не обязан его слушаться.

13. Почитать отца и мать обязаны как мужчина, так и женщина, однако замужняя женщина, находясь под властью мужа, свободна от обязанности почитания отца и матери. Но если ее муж не запрещает ей, она обязана почитать отца и мать так, как в состоянии это делать.

14. Всякий, позорящий своего отца и свою мать, даже только словами и даже только намеком, проклят устами Б-га, как сказано: «Проклят позорящий отца своего и мать свою».

15. Если в тело отца или матери воткнулась колючка, сын не должен извлекать ее, поскольку, возможно, этим он нанесет им рану (а это — запрет, за нарушение которого полагается смертная казнь через удушение). И также, сын-врач не должен делать отцу кровопускание или отрезать часть его тела, хотя он делает то только для лечения. Речь идет только о ситуации, когда это может сделать и кто-то другой; если же никого другого нет, а отец его или мать страдают — сын может делать им кровопускание и отрезать часть их тела так, как это необходимо для лечения.

16. Если отец человека или его мать потеряли рассудок, следует стараться вести себя с ними согласно их представлениям, пока не смилуется Б-г над ними. Если же сын не может это выдержать, поскольку они стали совершенно ненормальными, пусть покинет их и велит кому-то еще обращаться с ними так, как подобает.

17. Запрещено человеку утяжелять ношу своих детей, требуя от них чрезмерного уважения, чтобы не заставить их нарушить требование почитания отца; следует же прощать их и не замечать их промахов, поскольку отец имеет право разрешить не выказывать знаков уважения к себе, и получивший это разрешение может им пользоваться.

18. Запрещено бить своего взрослого сына. И здесь все зависит не от возраста, а от физического развития сына: если есть основания опасаться, что сын будет защищаться от побоев словами или действием, даже если он не достиг еще возраста бар-мицвы, его запрещено бить, а только упрекать словами. И если человек бьет своего взрослого сына, его подвергают отлучению от общины, поскольку он нарушает запрет из Торы: «Перед слепым не ставь претыкания» (то есть: не провоцируй человека на нарушение заповеди — перев.).

19. Сын обязан почитать жену отца, хотя она и не является его матерью, все время, пока отец его жив. И также он обязан почитать мужа матери все время, пока та жива. И разумно было бы продолжать почитать их и после смерти отца или матери.

20. Человек обязан почитать своего старшего брата, как по отцу, так и по матери. И всякий обязан почитать своего тестя и тещу (как мы видим на примере царя Давида, да пребудет мир на нем, который почитал царя Шауля, который был его тестем, и называл его «отец мой», как сказано: «И, отец мой, смотри…»). и также обязан человек почитать отца своего отца, хотя обязанность почитать отца более строга, чем обязанность почитать деда.

21. Тот, кто хочет действительно почитать своего отца и свою мать, пусть занимается изучением торы и добрыми делами, поскольку в этом — большой почет для его предков, ведь люди будут говорить: «Счастливы отец и мать, вырастившие такого сына!» Если же сын не идет по прямой дороге, предки его будут опозорены им, и он стыдит их таким стыдом, горше которого нет. И также отец, который желает проявить настоящее милосердие к своим сыновьям, пусть занимается изучением Торы и добрыми делами, пусть станет угоден Б-гу и людям, и тогда его сыновей будут почитать из-за него. Если же человек не идет по прямой дороге — и его потомков после него будут позорить. И, кроме того, из-за преступлений отцов могут погибать их дети, как сказано в Писании: «…засчитывающий преступление отцов сыновьям». И это — самая страшная жестокость: ведь своим преступлениями такой человек навлекает смерть на своих детей! И никто не проявляет большего милосердия к своим сыновьям, чем праведник, поскольку его заслуга защищает его потомков в тысяче поколений.

22. Геру (то есть сыну нееврея) запрещается проклинать своего отца и позорить его, чтобы не сказали: «Святость этого человека меньше»; а следует проявлять некоторые знаки уважения к нему.


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»