Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если человек не задумывается о смысле жизни, — зачем ему жить?»Раби Нахман из Бреслава
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Тесто для мацы замешивают только на воде, которая ночевала, то есть была набрана в сумерки и простояла всю ночь. И даже если ночь длится больше двенадцати часов, запрещено замешивать тесто на этой воде, пока не наступит день. Если же ночь короткая и от момента, когда вода набрана, до наступления следующего дня прошло меньше двенадцати часов, необходимо подождать, пока пройдут двенадцать часов с того момента, как воду начерпали. У необразованных же евреев принято начинать замешивать тесто для мацы на «воде, которая ночевала», немедленно с наступлением дня, даже если еще не прошло двенадцати часов. И хотя и этим людям есть на кого опереться, все-таки большинство мудрецов этого не разрешают. И поэтому следует внимательно проследить за тем, чтобы поступать по мнению большинства.

2. Если человек не может точно определить, когда наступают сумерки, пусть начерпает воды чуть раньше, но в любом случае пусть не делает этого до захода солнца1. И принято процеживать эту воду и держать ее в закрытом сосуде. И необходимо поставить этот сосуд в прохладное место. И, когда эту воду днем несут в дом, следует остерегаться попадания на нее солнечных лучей2.

3. Разрешается за один раз набрать воды на несколько дней. Однако заповедь требует набирать воду для каждого дня отдельно3. И принято не набирать воду в старый глиняный сосуд, даже если он предназначен специально для Песаха, кроме как в случае, если он покрыт глазурью, поскольку пользоваться старым и не глазурованным глиняным сосудом не есть «красивое» исполнение заповеди; и не следует отказываться от этого обычая.

4. В месяце Нисан вода в реках по большей части холоднее, чем в колодцах, и поэтому следует набирать воду из рек. Но иногда к этому времени реки разливаются из-за таяния снегов и перестают быть холодными; в этом случае лучше черпать воду из колодца.

5. Не следует позволять нееврею набирать воду для мацы; это должен делать еврей.

6. Воду для мацы можно наливать в сосуд из-под меда или фруктового сока только в случае, если сосуд был предварительно откошерован кипячением; и тем более не следует наливать эту воду в сосуд из-под чего-либо острого, даже если это не хамец, поскольку острые вещи заставляют тесто быстрее скваситься; в этом случае не помогает даже кипячение4. Также не следует наливать эту воду в медный сосуд, поскольку в нем вода охлаждается не так быстро, как в других.

7. Если человек видит, что ему не хватит на сегодня «воды, которая ночевала», он может долить в нее обычной воды, только необходимо, чтобы «воды, которая ночевала», было больше половины. И, если это возможно, лучше, чтобы «воды, которая ночевала», было две трети от общего количества5. И следует, если это возможно, набрать ту воду, которую добавляют, из крана или из другого закрытого источника, чтобы на эту воду не светило солнце.

8. Если мацу пекут в воскресенье, следует начерпать для нее воды вечером в четверг, поскольку сделать это в пятницу в сумерки невозможно. А в тяжелой ситуации, когда человек не набрал воды в четверг, он может сделать это в пятницу после Минхи или в Шаббат, воспользовавшись помощью неврея6.

9. Не следует выплескивать набранную для мацы воду ни из-за того, что кто-то в этом квартале умер, ни из-за того, что сменился астрономический сезон (ткуфа), поскольку сказано в Писании: «Соблюдающий заповедь не встретится со злом»7. И тем не менее, если человек заранее знает, что произойдет смена астрономического сезона, пусть положит в оду маленький чистый кусок железа, скажем, иголку; и пусть он будет привязан ниткой, чтобы не нужно было опускать руку в воду для того, чтобы достать его, а можно было бы вытащить его за эту нитку.


1 По мнению МБ, сумерки начинаются с заходом солнца; поэтому, если человек не может точно определить время наступления сумерек, он должен начерпать воды перед заходом солнца. (Если же случилось так, что вода начерпана в середине дня или уже ночью, но до полуночи, этой водой разрешается воспользоваться для замешивания теста, но необходимо подождать двенадцать часов с момента, когда вода была набрана).

2 Если же день пасмурный, необходимо перенести воду в дом до рассвета.

3 Таково мнение «Хайей Адам» (который пишет, что это — «украшение заповеди»), и МБ этого не говорит.

4 «Хайей Адам». А в МБ не приводится.

5 А по мнению МБ, если «воды, которая ночевала», больше половины, этого достаточно и не нужно заботиться о том, чтобы ее было две трети.

6 В МБ написано: Если человек забыл набрать воды в четверг, он может сделать это в пятницу даже в середине дня. Если же он забыл и тогда, пусть приготовит воду в пятницу в сумерки, воспользовавшись помощью нееврея (А «Шаарей Тшува» разрешают сделать это еврею).

7 Если речь идет про воду, не предназначенную для мацот, с помощью которых будет выполнена заповедь есть мацу в Пасхальную ночь, то, если человек может с легкостью найти другую воду, лучше эту вылить. (Некоторые же говорят, что таков закон и в случае мацы, предназначенной для выполнения заповеди).


Алия — переезд в Землю Израиля. Буквально переводится как «подъем», от корня «лаалот» – «поднимать». Конечно, в первую очередь подразумевается подъем духовный. Так как Земля Израиля – особое место, пребывание в ее границах способствует духовному подъему человека при соблюдении определенных условий. Но если условия не соблюдаются, алия вместо подъема может привести к обратному результату. Читать дальше

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Раби Хаим бар Авраам-Йосеф Крайзвирт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.