Из цикла «Кицур Шульхан Арух», темы: Кицур шульхан арух, Раби Шломо Ганцфрид, Зажигание свечей, Йом тов, Еда, Варка
1. Все работы, которые разрешено выполнять в Йом-Тов, разрешено выполнять только ради того, что нужно в сам этот Йом-Тов; однако делать в первый Йом-Тов что-то, нужное для второго, даже если речь идет о двух днях Рош а-Шана, а тем более делать в Йом-Тов то, что будет нужно в будний день, запрещено. Однако если человек все равно будет готовить для Йом-Това, ему разрешается взять кастрюлю побольше и наполнить ее мясом и т.д., хотя все это мясо и не будет ему нужно сегодня, и оставить часть еды на ночь или на завтра. И это разрешается сделать только при варке, поскольку кушанье получается вкуснее, если много мяса варится одновременно1; только не следует прямо говорить, что так много мяса кладется, чтобы осталось на ночь или назавтра, а следует сварить его, ничего не объясняя. Но в случае других блюд или способов готовки запрещается класть в кастрюлю больше необходимого на сегодня, если это связано с даже незначительными дополнительными хлопотами.
2. Даже если речь идет не о выполнении работы, например, о том, чтобы принести воды или даже вина для Киддуша или Авдалы, запрещено делать это, если это нужно не на сегодня2. И также запрещено ставить свечи в подсвечник или готовить фитили и чашки для масла в первый Йом-Тов для следующей ночи, кроме как в случае, когда ими будут пользоваться и до наступления ночи, или если это нужно для того, чтобы украсить синагогу.
3. Если нееврей принес в первый Йом-Тов рыбу или фрукты, про которые есть основания полагать, что они пойманы или собраны сегодня или принесены из-за тхума, в сам Йом-Тов их запрещено перемещать3, а начиная с ночи их можно использовать4, то есть, если этот нееврей знаком с евреем и готов отдать их ему, не оговаривая, сколько они стоят, ему разрешается взять их и съесть (дополнительная информация — в главе 89, параграф 2, и приведенные там законы относятся и к разбираемой ситуации), кроме Рош а-Шана, когда даже то, что принесено в первый Йом-Тов, запрещено во второй день.
4. Если нееврей принес какие-то продукты еврею в подарок или на продажу, следует запретить пользоваться ими также и во второй Йом-Тов5. Но если Йом-Тов выпал на четверг и пятницу, а продукты эти принесены в четверг, то, если это очень необходимо, можно пользоваться или и готовить их на Шаббат. Если же речь идет про Рош а-Шана, это также запрещено.
5. Если нееврей надоил молока в первый Йом-Тов, а еврей наблюдал за ним, это молоко можно пить во второй Йом-Тов. Если же нееврей надоил это молоко в Шаббат, а на воскресенье выпал Йом-Тов, молоко в это воскресенье запрещено. (Дополнительная информация — в главе 89, параграф 2, и приведенные там законы относятся также и к разбираемой ситуации). А в Рош а-Шана, если нееврей надоил молоко в первый день, о второй оно также запрещено, как и в Шаббат, если он следует сразу за вторым днем Рош а-Шана (как сказано выше, глава 89, параграф 2).
6. Свечи, которые были зажжены в первый Йом-Тов и погасли, разрешается зажигать во второй Йом-Тов. Но в Рош а-Шана запрещено зажигать во второй день свечу, которая погасла в первый день6, даже с другого конца. Но, тем не менее, их разрешено перемещать, то есть разрешено убрать их и поставить новые. И то же самое относится к Йом-Тову, который выпал сразу после Шаббата.
1 Если мясо добавляется в кастрюлю, чтобы кушанье стало вкуснее, это можно делать, даже когда кастрюля уже стоит на огне; если же ингредиенты добавляются для того, чтобы еда осталась и на завтра, это можно сделать только до того, как кастрюля поставлена на огонь.
2 А в тяжелой ситуации, когда воду или вино сложно найти, разрешается приготовить для второго Йом-Това в первый, когда еще далеко до вечера (так что не очевидно, что человек трудится ради завтрашнего дня) и необычным способом. Но готовить для буднего дня запрещено, поскольку это разрешение действует только при приготовлении к выполнению заповеди.
3 Если вещь принесена из-за тхума, относящиеся к ней запреты не так строги (они разъяснены выше, глава 85, параграф 17). И даже если вещь принесена в первый Йом-Тов для еврея, во второй ею можно пользоваться.
4 Это разрешение действует в случае, если нееврей поймал рыбу или сорвал фрукты для себя, а потом передумал и отдал их еврею.
5 А после Йом-Тов (даже если это Шаббат) они запрещены столько времени, сколько требуется для их принесения, а после этого разрешены. И см. в МБ случаи, когда принесенное разрешено во второй Йом-Тов.
6 По мнению МБ, это разрешено, хотя при возможности лучше приготовить накануне Йом-Това новые свечи. А если он не приготовил их, лучше в любом случае зажигать старые свечи с другого конца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»