Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сказал рабби Меир: если идолопоклонник спросит: «Ваш Б-г любит бедных, почему же он не снабжает их заработком?», ответь ему: «Чтобы помогая им, мы убереглись от ада».»Талмуд, трактат «Бава батра», 10а
Заповеди пасхальной жертвы.

116-я заповедь – запрещение оставлять предназначенные для воскурения на жертвеннике части пасхальной жертвы до тех пор, пока они станут непригодными для жертвоприношения. И об этом Его речение: “...И да не останется тук Моей праздничной жертвы до утра” (Шмот 23:18).

В Мехильте объяснено: “И да не останется...” – этот стих учит нас, что тук пасхального ягненка становится непригодным для жертвоприношения, если не возносится на жертвенник до утра”.

И этот же запрет повторен еще раз в несколько иных выражениях, И об этом Его речение: “...И да не останется (вне жертвенника) до утра жертва праздника Песах” (Шмот 34:25). 

 

 

117-я заповедь – запрещение оставлять мясо пасхального ягненка до следующего дня, т.е. до 15-го дня месяца нисана. И об этом Его речение: “И не оставляйте от него до утра...” (Шмот 12:10). И мы уже разъясняли (Д 91), что эта заповедь “Не делай” обусловлена выполнением заповеди “Делай”, ведь Ашем повелел: “...а оставшееся от него до утра сожгите в огне” (там же). И сказано в Мехильте: “Писание обусловливает заповедь “Не делай” заповедью “Делай” (т.е. если вовремя выполняется повеление и до наступления утра все оставшееся мясо сжигается, то запрет становится излишним)”. И за нарушение подобного запрета наказание бичеванием не установлено.

 

 

118-я заповедь – запрещение оставлять мясо праздничной жертвы хагига, приносимой в 14 день месяца нисана, как разъяснено в 6-ой главе трактата Песахим (70а-71б), до третьего дня после жертвоприношения; но все мясо должно быть съедено за два дня. И об этом Его речение: “И да не останется мяса от того, что ты приносишь в жертву вечером, с первого дня до утра” (Дварим 16:4). Наши мудрецы (Мидраш агадоль) объясняют этот стих так: “Писание говорит здесь о праздничной жертве, приносимой одновременно с пасхальным ягненком. Стих учит, что мясо этой жертвы должно быть съедено за два дня. Может быть, оно должно быть съедено за один день? Тора говорит: “...до утра” – до утра второго дня праздника (т.е. мясо жертвы, которая режется вечером 14-го нисана, не должно оставаться “до утра” второго дня праздника, 16-го нисана, но его едят 14-го и 15-го)”. И об этой жертве говорит Ашем, да будет Он превознесен: “И зарежь в Песах Ашему, своему Б-гу, мелкий и крупный скот, на месте, которое изберет Ашем, чтобы пребывать Его Имени там” (там же 16:2). И остатки мяса праздничной жертвы, приносимой 14-го нисана, должны быть сожжены до наступления третьего дня (Д 91). Поэтому за нарушение данного запрета наказание бичеванием не установлено (ведь это запрет, обусловленный выполнением заповеди “Делай”, см. НД 117).

Законы, связанные с праздничной жертвой 14-го нисана, разъясняются в нескольких местах трактата Песахим (69б-71б,114аб) и в трактате Хагига (7б-8а).

 

 

119-я заповедь – запрещение оставлять до следующего утра также мясо ягненка, приносимого в жертву во “второй Песах” (14-го ияра; см. Д 57-58). И об этом речение Ашема, относящееся к жертве “второго Песаха”: “Да не оставляют от него до утра” (Бемидбар 9:12). Это также запрет, актуальность которого зависит от выполнения соответствующей заповеди “Делай” (Д 91).

 

 

Сто двадцатая заповедь – запрещение оставлять мясо благодарственной жертвы до следующего утра, И об этом Его речение, касающееся законов благодарственной жертвы: “В тот же день она должна быть съедена, не оставляйте от нее до утра” (Ваикра 22:30). Этот запрет поставлен в зависимость от выполнения предписывающей заповеди. И так же в отношении всех других жертв – все, что не было съедено за время, отведенное законом для вкушения жертвы, должно быть сожжено, и сожжение остатков – заповедь “Делай”, как мы разъясняли, комментируя 91-ую предписывающую заповедь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Алия — переезд в Землю Израиля. Буквально переводится как «подъем», от корня «лаалот» – «поднимать». Конечно, в первую очередь подразумевается подъем духовный. Так как Земля Израиля – особое место, пребывание в ее границах способствует духовному подъему человека при соблюдении определенных условий. Но если условия не соблюдаются, алия вместо подъема может привести к обратному результату. Читать дальше

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Раби Хаим бар Авраам-Йосеф Крайзвирт

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Машгиах расположенной в Бней-Браке ешивы Поневеж, выдающийся мыслитель и педагог р. Элияу Деслер (Михтав миЭлияу) был настолько поражен личностью р. Крайзвирта, что немедленно написал восторженное письмо своим друзьям в Англии: «Я нашел здесь молодого гения, который занимается в колеле в Петах-Тикве. Он обладает совершенными познаниями в обоих Талмудах и является глубочайшим аналитиком как в области алахи , так и в области агады. В нашем поколении я не видел никого, подобного ему» (там же)

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.