Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Думать хорошо надо о каждом человеке, даже о полном злодее»Раби Нахман из Бреслава
Запрещение изменять предназначение жертвенного животного и др.

106-я заповедь – запрещение заменять животное, посвященное в жертву, другим. Такая подмена называется тмура (Д 87). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “А если это скот, из которого приносят жертву Ашему, то все, что человек отдаст из этого скота Ашему, должно быть свято. Нельзя выменивать его  и заменять его – хорошее плохим или плохое хорошим...” (Ваикра 27:9-10). И этот запрет повторен по отношению к десятине, отделяемой от скота: “...Всякую десятину из крупного и мелкого скота, все, что проходит под посохом десятым, следует посвящать Б-гу, – не должно разбирать, хорошее то или плохое, и нельзя заменять его” (там же 27:32-33).

В Сифре (Бехукотай) объясняется причина этого повторения: “Уже в первом речении (27:10) десятина подразумевалась среди прочих случаев, когда посвященное животное нельзя заменять. Почему же сказано про десятину отдельно (в стихе 27:33)? Чтобы показать: как животное, отделенное в десятину, запрещено заменять, поскольку оно посвящено для принесения на жертвенник, так и запрет подмены в целом, выраженный в речении “Нельзя выменивать...”, относится только к тем животным, которые посвящаются для принесения на жертвенник (а не просто в собственность Храма)”. И тот, кто совершает подмену, карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Тмура.

107-я заповедь – запрещение изменять предназначение жертвенного животного, переадресовывая его с одного вида жертвоприношения на другой. И тот, кто приносит, например, в повинную жертву животное, посвященное в мирную жертву, или же приносит в грехоочистительную жертву животное, предназначенное в повинную жертву, – преступает заповедь “Не делай”. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “Первенца же из скота, принадлежащего по первородству Ашему, никто посвятить не может: бык то или агнец – он (и так посвящен) Ашему” (Ваикра 27:26). И известно нам из устной традиции (Арахин 8:7): “...никто посвятить не может...” – имеется в виду, посвятить для принесения на жертвенник (т.е. невозможно посвятить Ашему в жертву животное, уже посвященное Ему в силу своего первородства).

И сказано в Сифре (Бехукотай): “Но в этом речении говорится только о первенце. Откуда же мы знаем, что любое посвященное животное невозможно переадресовать с одного вида жертвоприношения на другой? Тора говорит: “...из скота... никто посвятить не может...”. Т.е. Тора указывает: все, что посвящено “из скота” Ашему, невозможно изменить посвящение на другую жертву. Но все должно оставаться в соответствии с первым посвящением. 

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 5-ой главе трактата Тмура (24б-25а).

108-я заповедь – запрещение выкупать первенцев кашерного скота. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Но первенца из быков или  первенца из овец, или первенца из коз не выкупай – святыня они, кровью их окропляй жертвенник, тук же их воскуряй...” (Бемидбар 18:17). Однако таких первенцев разрешено продавать, как объяснено в трактате Бехорот (31-32б). И сказано в Сифре (Бехукотай): “Ашем говорит о первенце: “...не выкупай” – но продавать его можно”.

109-я заповедь – запрещение каким-либо путем продавать животное, отделенное в десятину. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен, в котором говорится о животном, отделенном в десятину: “...Оно будет свято, не сможет освободиться от святости” (Ваикра 27:33). И объясняется в Сифре: “Сказано по поводу животного, посвященного в десятину, что оно “не сможет освободиться от святости”его невозможно продать ни живым, ни зарезанным, ни цельным, ни увечным”.

Законы, связанные с выполнением этой и предыдущей заповеди, разъясняются в трактате Бехорот и в начале трактата Маасэр шени (1:2).

110-я заповедь – запрещение продавать посвященное хозяевами поле, и даже продавать его казначею, распоряжающемуся имуществом Храма. И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “Все посвященное, что посвящает человек Ашему из какой-либо своей собственности: человека ли, скотину ли, или часть принадлежащего ему поля, – не продается и не выкупается...” (Ваикра 27:28). Сказано в Сифре (Бехукотай): “Не продается” – даже казначею Храма”. И речь здесь идет о “безадресном посвящении” (когда не было уточнено, что данное поле “посвящается Ашему”, но просто было сказано: “Это поле посвящено” /Д 145/).

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Творец открыл Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем с его потомками. Данная статья посвящена основным вехам его биографии и самой личности праотца Авраама. Читать дальше

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.