Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Комментарии рава Цви Вассермана

Глава 1

1 О, ГОРЕ! КАК ОНА — Иерусалим, — ОДИНОКА! ГОРОД, ИЗОБИЛЬНЫЙ НАСЕЛЕНИЕМ, УПОДОБИЛСЯ ВДОВЕ, сделался пустыней: не видно ни скота, ни птицы; ВЕЛИКАЯ мудростью СРЕДИ НАРОДОВ, благодаря способностям своих сынов ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА даже тех СТРАН, куда они были изгнаны, СТАЛА ДАННИКОМ.

2 ГОРЬКО ПЛАЧЕТ ОНА о разрушении Первого и Второго Храмов В НОЧИ девятого ава, издревле предназначенной для бедствий, И СЛЕЗЫ раскаяния ТЕКУТ ПО ЩЕКАМ: со дня разрушения Храма заперты врата молитвы, лишь врата слез продолжают оставаться открытыми. НИ ОДИН ИЗ ЛЮБЯЩИХ Иерусалим пророков НЕ УТЕШАЕТ ЕЕ вдохновенными словами. ВСЕ ДРУЗЬЯ ПРЕДАЛИ ЕЕ и, присоединившись к вавилонским завоевателям, СТАЛИ ЕЙ ВРАГАМИ.

3 ИЕУДА покинул свою страну и ОТПРАВИЛСЯ В ИЗГНАНИЕ, страдая ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ И НЕПЕРЕНОСИМОЙ РАБОТЫ. Изгнание и лишения искупают грехи и приносят успокоение, но Иеуда, хотя и ОКАЗАЛСЯ СРЕДИ НАРОДОВ, ПРИСТАНИЩА НЕ НАШЕЛ: ВСЕ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ НАСТИГЛИ ЕГО МЕЖДУ ТЕСНИНАМИ^ — между траурными датами семнадцатого тамуза и девятого ава

4 СКОРБЯТ ПУТИ ЦИОНА — Иерусалима, ЛИШИВШИЕСЯ ПАЛОМНИКОВ, которые в прежние годы спешили в Храм на праздники. ВСЕ ЕЕ ВРАТА — средоточие городской жизни — В ЗАПУСТЕНИИ. Оставшись без храмовой службы, ВЗДЫХАЮТ ЕЕ КОЭНЫ,КРУЧИНЯТСЯ ДЕВЫ, так весело плясавшие в день пятнадцатого ава, И вся ОНА — Израиль — ПОЛНА ГОРЕЧИ.

5 ЕЕ ПРИТЕСНИТЕЛИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ, ВРАГИ ЗАКЛЮЧИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ МИР — И ПОКАРАЛ ЕЕ АШЕМ ЗА великое МНОЖЕСТВО ГРЕХОВ. ЕЕ МЛАДЕНЦЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛЕН ВПЕРЕДИ СВОИХ ВРАГОВ.

6 И вместе с детьми ПОКИНУЛО ДОЧЬ ЦИОНА ВСЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ Б-жественного Присутствия. ЕЕ ВОЖДИ, КАК ОЛЕНИ, НЕ НАШЕДШИЕ ПАСТБИЩ, ПОШЛИ ОБЕССИЛЕННЫЕ ПЕРЕД жестоким ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ.

7 И в изгнании, В ДНИ УГНЕТЕНИЯ И ПЕЧАЛИ ВСПОМИНАЛА ИЕРУСАЛИМ ВСЕ СОКРОВИЩА Святой Торы, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ЕЙ В ОНЫЕ ДНИ. ЕЕ ЖИТЕЛИ ПОПАЛИ В РУКИ ВРАГОВ, НИКТО НЕ ПОМОГ ЕЙ. УВИДЕЛИ ЕЕ ВРАГИ, СМЕЯЛИСЬ НАД ЕЕ ПАДЕНИЕМ.

8 НЕМАЛО ГРЕШИЛА ИЕРУСАЛИМ и постепенно привыкла к беззаконию, ОТТОГО И СТАЛА ОТВЕРЖЕННОЙ. НЕКОГДА ПОЧИТАВШИЕ ЕЕ, ПОЗОРЯТ НЫНЕ, ИБО ВИДЕЛИ ЕЕ ПОСРАМЛЕНИЕ. ОНА ЖЕ ВЗДЫХАЕТ И ОТШАТЫВАЕТСЯ от стыда и унижения.

9 НЕЧИСТОТА НА ПОДОЛЕ ЕЕ: всем видны ее грехи, НЕ ДУМАЛА ОНА О ПОСЛЕДСТВИЯХ. ИЗУМИТЕЛЬНО ЕЕ ПАДЕНИЕ, НИКТО, сознавая справедливость Б-жественного приговора, НЕ УТЕШИТ ЕЕ. «ВОЗЗРИ, АШЕМ, НА МОЕ БЕДСТВИЕ, ИБО ЧУДОВИЩНЫ ДЕЯНИЯ ВРАГА, профанирующего Твое Имя!»

10 ПРОСТЕР ВРАГ РУКУ КО ВСЕМ ЕЕ СОКРОВИЩАМ — осквернил Храм и его священные сосуды; ВЫПАЛО ЕЙ УВИДЕТЬ, КАК НАРОДЫ Моава и Аммона ВХОДЯТ В ЕЕ СВЯТИЛИЩЕ — ТЕ НАРОДЫ, О КОТОРЫХ ТЫ ЗАПОВЕДАЛ, ЧТО НЕ ВОЙДУТ В ТВОЮ ОБЩИНУ.

11 От многих бед СТОНЕТ ВЕСЬ ЕЕ НАРОД, но пуще всего ВЗЫСКУЯ ХЛЕБА. СПАСАЯ ЖИЗНЬ во время осады Иерусалима, ВСЕ СВОИ БОГАТСТВА ОТДАЛИ ЗА ЕДУ. «ВЗГЛЯНИ, АШЕМ, И УЗРИ, КАКОЙ НЕНАСЫТНОЙ Я СТАЛА!»

12 ДА НЕ ПАДЕТ НА ВАС ТАКОЕ, ВСЕ, ИДУЩИЕ ЭТИМ ПУТЕМ, преступающие установления Торы. ПОСМОТРИТЕ И ВЫ УВИДИТЕ ЕСТЬ ЛИ БОЛЬ, ПОДОБНАЯ МОЕЙ БОЛИ, БОЛИ, КОТОРУЮ ОН ПРИЧИНИЛ МНЕ, КОТОРУЮ НАСЛАЛ НА МЕНЯ АШЕМ девятого ава В ДЕНЬ СВОЕГО ГНЕВА.

13 С ВЫСОТЫ ПОСЛАЛ ОН ОГОНЬ НА МОИ КОСТИ — мой Храм и его святые предметы — опору Творения — И СОКРУШИЛ ИХ, творя правосудие. НАБРОСИЛ СЕТЬ НА НОГИ МОИ, ОТШВЫРНУЛ МЕНЯ НАЗАД, лишив пророчества, службы и царства. ПОРАЗИЛ МЕНЯ ЗАПУСТЕНИЕМ, НЕТ ПРОСВЕТА В НЕСЧАСТЬИ.

14 СКОПИЛСЯ В ЕГО РУКЕ ТЯЖКИЙ ГРУЗ МОИХ ГРЕХОВ, ОНИ СПЛЕЛИСЬ, ОТЯГЧАЯ МОЮ ШЕЮ — ЛИШИЛ ОН МЕНЯ СИЛЫ. ОТДАЛ МЕНЯ ПОВЕЛИТЕЛЬ В РУКИ ТЕХ, ПЕРЕД КЕМ Я НЕ МОГУ УСТОЯТЬ.

15 ВСЕХ МОИХ БОГАТЫРЕЙ В МОЕЙ СРЕДЕ ОТВЕРГ ПОВЕЛИТЕЛЬ, ВОЗГЛАСИЛ ЧАС РАЗРУШЕНИЯ МОИХ ПАРНЕЙ. КАК В ДАВИЛЬНЕ ВИНОГРАД, РАСТОПТАЛ ДЕВ ИЕУДЫ.

16 ОБ ЭТОМ-ТО: о пролитии невинной крови, об утрате храмовой службы и царства, о прекращении изучения Торы, приведшем к разрушению Храма, Я И ПЛАЧУ. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОКОМ ТЕКУТ СЛЕЗЫ ИЗ МОИХ ГЛАЗ, ИБО ДАЛЕК УТЕШИТЕЛЬ — Машиах, ЧТОБЫ ОЖИВИТЬ МОЙ ДУХ. МОИ ДЕТИ ПОКИНУТЫ И ЗАБРОШЕНЫ — ВРАГ ОДОЛЕЛ.

17 ЦИОН в мольбе ПРОСТИРАЕТ СВОИ РУКИ, И НЕТ ЕЙ УТЕШИТЕЛЯ. Не удивительно! Ведь ПРИКАЗАЛ АШЕМ ОБ ЯАКОВЕ, ЧТОБЫ даже и в изгнании ОКРУЖАЛИ ЕГО ВРАГИ; ИЕРУСАЛИМ ЖЕ СТАЛ СРЕДИ НИХ ОТВЕРЖЕННОЙ.

18 СПРАВЕДЛИВ АШЕМ, ИБО НЕ ПОДЧИНЯЛАСЬ Я ЕГО РЕЧЕНИЯМ, Его Торе. ВЫСЛУШАЙТЕ МЕНЯ, ВСЕ НАРОДЫ, УЗРИТЕ МОЮ БОЛЬ: мои грехи были столь велики, что даже МОИ безвинные ДЕВЫ И ПАРНИ ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛЕН.

19 ОБРАТИЛАСЬ Я К СВОИМ ЛЮБОВНИКАМ: Египту, Аммону и Моаву — союзникам против Вавилона, НО ОНИ вместе с ишмаэлитами ОБМАНУЛИ МЕНЯ. МОИ КОЭНЫ И СТАРЦЫ, чьи молитвы могли бы изменить приговор Небес, ПОГИБЛИ В ГОРОДЕ В ПОИСКАХ ПИЩИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ.

20 СМОТРИ, АШЕМ, КАК МНЕ ТЯЖЕЛО! ГНЕТУТ МЕНЯ МОИ ВНУТРЕННОСТИ, СЕРДЦЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ ВО МНЕ, ИБО Я СТРАШНО БУНТОВАЛА. СНАРУЖ^ ВСЕ ПОРАЗИЛ МЕЧ, ВНУТРИ, КАК УМЕРЛО, охваченное страхом.

21 СЛЫШАЛИ соседние народы, КАК Я ВЗДЫХАЮ, НО НИКТО НЕ УТЕШИЛ МЕНЯ. ВСЕ ВРАГИ УСЛЫШАЛИ ПРО ЗЛО, ВЫПАВШЕЕ НА МОЮ ДОЛЮ, И ВОЗРАДОВАЛИСЬ, ВЕДЬ ЭТО СДЕЛАЛ ТЫ, отдавший нас в их руки. О, ПРИВЕДИ на них такой же ПРОВОЗГЛАШЕННЫЙ ТОБОЮ горький ДЕНЬ, И ПУСТЬ ОНИ УПОДОБЯТСЯ МНЕ в страдании.

22 ПУСТЬ ВСЕ ИХ НЕЧЕСТИЕ ПРОЙДЕТ ПРЕД ТОБОЮ; ПРИЧИНИ ИМ ТО, ЧТО ПРИЧИНИЛ МНЕ ЗА ВСЕ МОИ ГРЕХИ. МНОГОЧИСЛЕННЫ МОИ СТОНЫ А СЕРДЦЕ МОЕ СКОРБИТ, и не буду я, подобно нечестивцам, радоваться падению своих врагов.


Оглавление

Выбор еврейского имени [↑]

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности. И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Выбор еврейского имени очень ответственен — имя влияет на судьбу человека. Какие советы по выбору имени дает традиция?

Значение имени [↑]

Выбор имени для еврейского ребенка имеет огромное значение. Наши мудрецы говорят, что имя отражает сущность человека, его характер и судьбу. В Талмуде сказано, что в момент, когда родители нарекают новорожденного, их души посещает пророчество, небесная искра. Но даже при том, что Сам Всевышний дает нам подсказку, многим парам трудно определиться с выбором имени для младенца.

Как же правильно выбрать имя? Почему евреи не называют сына в честь отца? Можно ли назвать мальчика в честь бабушки или объявить его имя до Брит-милы (обрезания)?

Еврейские обычаи [↑]

В имени заложено не только будущее, но и прошлое. Ашкеназы традиционно дают имя в честь умершего родственника. Считается, что между его душой и душой новорожденного образуется некая метафизическая связь. Добрые дела тезки возвышают душу умершего, а хорошие качества предка оберегают и вдохновляют нового обладателя имени [другое объяснение: есть надежда на то, что ребёнок проявит все хорошие качества родственника, в честь которого он назван].

Как быть, если вы хотите назвать ребенка в честь ушедшего родственника, но кто-то из ныне здравствующей родни уже носит это имя? Ответ зависит от степени родства ребенка с потенциальным живым тезкой. Если это близкий родственник (кто-то из родителей, братьев-сестер или дедушек-бабушек), то лучше подыскать другое имя. Если же родственник дальний, то все в порядке.

У сефардов принято давать имя в честь живых, часто в честь дедушки. Это выводится из Талмуда (Шабат 134а), где говорится о ребенке, названном в честь раби Натана при жизни раби Натана.

В еврейском народе принято давать имена праведных людей из ТаНаХа (Тора, Пророки и Писания), например, называть мальчиков в честь праотцев — Авраам, Ицхак или Яаков, в честь еврейских пророков и царей, например, Шауль, Шмуэль, Давид, Шломо, Моше или Аарон, девочек в честь праматерей — Сара, Ривка, Рахель или Лея, или в честь других праведных женщин, о которых говорится в ТаНаХе, например, Двора, Йохевед или Хана.

Ещё есть обычай называть детей в честь великих раввинов и мудрецов Торы, как, например, Исраэль-Меир — в честь Хофец Хаима

Иногда имя выбирают в соответствии с праздником, во время которого родился ребенок. Например, если мальчик появился на свет в Пурим, его называют Мордехаем, а девочку — Эстер. Девочку, рожденную в Шавуот, можно назвать Рут, а детей, родившихся Девятого Ава — Менахем или Нехама.

Есть также обычай давать имена, встречающиеся в разделе Торы той недели, на которую приходится день рождения ребенка.

Как правило, мальчикам дают имя при обрезании на восьмой день, а девочкам — в первый Шабат после рождения, когда достают свиток Торы в синагоге [читайте на сайте материал про Чтение Торы].

Скрытый смысл [↑]

В святом языке имя — не просто набор букв, оно раскрывает сущность его обладателя.

Мидраш (Берешит Рабба 17:4) рассказывает, что первый человек, Адам, дал имена всем живым существам в соответствии с их сутью и предназначением. Предназначение осла, например, нести тяжелый материальный груз. Осел на иврите — «хамор». Это слово имеет тот же корень, что и слово «хомер» — «материя», «вещество».

Это же принцип применим и к людским именам. Лея [жена праотца Яакова. Прим.ред.] назвала своего четвертого сына Иегудой. Это имя — от корня, обозначающего «благодарность», а если в нем переставить буквы, то получится Святое Имя Всевышнего. Так Лея хотела выразить Ему особую благодарность (Берешит 29:35).

Эстер, имя героини Пурима, образовано от корня, обозначающего «сокрытие». Эстер была известна своей красотой, но её скрытая внутренняя красота превосходила внешнюю.

Еще один пример — популярное имя Ари, на иврите «лев». В еврейской литературе со львом сравнивается уверенный в себе, целеустремленный человек, который набрасывается на каждую возможность выполнить заповедь.

Бывают, конечно, и плохие имена. Вряд ли вы захотите назвать сына Нимрод, ведь оно — от корня, означающего «мятеж». Царь Нимрод восстал против Всевышнего, бросив нашего праотца Авраама в горящую печь.

Если вы хотите назвать мальчика в честь женщины, постарайтесь сохранить неизменным максимальное число букв. Например, Браха можно заменить на Барух, а Дина на Дан.

Еще несколько полезных правил [↑]

У многих из нас, кто хочет изменить своё имя на еврейское, возникает дополнительный вопрос — как «увязать» своё нееврейское имя с еврейским?

Некоторые переводят своё имя на иврит дословно — например, «Мила» это «Наоми» на иврите.

Некоторые выбирают ивритское имя по созвучию: Анатолий — Натан, Юрий — Ури, Виктор — Авигдор и т. д.

В любом случае, выбор имени — очень ответственный шаг, имя человека оказывает влияние на его судьбу и качества характера, и мы советуем обращаться с этим вопросом к вашему местному раввину…

Если семья живет за пределами Израиля, постарайтесь дать ребенку такое традиционно еврейское имя, которое также привычно звучит на языке этой страны. Например, Яков или Дина в России, Дэвид или Сара в англоязычных странах. Не следует давать одно, «еврейское», имя «для синагоги», а другое — которым ребенка на самом деле будут называть. Настоящее еврейское имя — хорошее средство против ассимиляции.

Мидраш (Бемидбар Рабба 20:21) рассказывает, что евреи удостоились чудесного освобождения из египетского рабства отчасти и потому, что не переняли египетские обычаи, а продолжали давать детям еврейские имена.

Многие родители не хотят называть ребенка в честь родственника, который умер молодым или неестественной смертью, опасаясь, что несчастья могут «перейти» к новому обладателю имени. Раби Моше Файнштейн дает по этому поводу несколько рекомендаций.

Если человек умер молодым, но своей смертью, и оставил после себя детей, то это не считается плохим знаком, и ребенка можно назвать в его честь. Пророк Шмуэль и царь Шломо умерли в возрасте 52 лет, и их имена всегда были и остаются популярными в нашем народе, т.е. это уже не считается, что человек умер в молодости.

Если же человек умер от неестественных причин, то раби Файнштейн рекомендует немного изменить имя. Например, евреи называют сыновей именем Йешайа в честь пророка Йешаягу, который был убит.

Раби Яков Каменецкий считает, что переход от «молодости» к «старости» происходит в 60 лет. В Талмуде (Моэд Катан 28а) рассказывается, что когда раби Йосефу исполнилось 60 лет, он устроил празднование по случаю начала долголетия.

Вопреки распространенному мнению, не запрещается объявлять имя новорожденного до обрезания, хотя многие так не делают. В полной мере, однако, мальчик получает душу только во время Брит-милы, и поэтому в метафизическом смысле до этого момента не имеет имени. Это выводят из того, что Всевышний дал новое имя нашему праотцу Аврааму после Брит-милы, когда тот был в возрасте 99 лет (Зоар — Лех-Леха 93а, Таамей Минхагим 929).

Все звезды именами называет… [↑]

Царь Давид писал: «…Исчисляет количество звезд, всех их именами называет» (Теилим 147:4). С древних времен звезды завораживали людей. Они «намекают» на секреты мироздания и тайны будущего. Они указывают путь странникам, озадачивают астрономов и вдохновляют исследователей. В бескрайнем темном небе они кажутся совсем маленькими, а их количество не поддается исчислению; но все они значимы в глазах Всевышнего. «Всех их именами называет». У каждой звезды — свое особое предназначение, и все они разные, не похожи друг на друга.

Тора часто сравнивает евреев со звездами (Берешит 15:5). Как звезды светят в ночной тьме, так и евреи должны нести в темный мир свет Торы; как звезды указывают путь странникам, так и евреи призваны показывать путь морали и нравственности.

И так же, как звезды хранят секреты будущего, так от действий еврейского народа зависит будущее человечества, приближение окончательного освобождения.

Звезды выглядят крошечными точками в бескрайнем ночном небе, а наш народ кажется маленьким и незначительным среди миллиардов людей на земном шаре. Всевышний дает имя каждой звезде потому, что все они важны для Него и дороги Ему, и точно так же Он участвует в наречении имени каждому еврейскому ребенку. У каждого еврея свое предназначение, мицва (заповедь), к которой он имеет особый дар, и каждый из нас излучает свой неповторимый свет.

В конце времен любовь Всевышнего к Своим детям не будет вызывать сомнений. После Девятого Ава мы всегда читаем: «Поднимите глаза ваши в высоту небес и посмотрите: Кто сотворил их? Тот, кто выводит воинство их счетом, всех их именами называет Он; от Великого могуществом и Мощного силой никто не скроется» (Йешаягу 40:26).

В конце времен все евреи вернутся в Иерусалим («никто не скроется»). Всевышний сочтет всех и даст каждому имя.

Порядок наречения имени [↑]

Итак, имя мальчику дают во время его обрезания.

У ашкеназских евреев, как указано выше, принято давать новорожденному имя покойного члена семьи, например, дедушки, дяди и т.д. — как бы увековечивая память об умершем. У сефардов, наоборот, имя ребенку дают в честь живущих.

Если родилась девочка, то ее имя в первый раз произносится над свитком Торы, к чтению которой вызывают ее отца.

После того как отрывок Торы прочитан, среди прочих благословений читаются два особых отрывка «Ми Шеберах» — за здоровье роженицы (жены вызванного к Торе) и новорожденного ребенка.

Если родился мальчик и он еще не обрезан — при чтении молитвы о его здоровье имени не называют. Если родилась девочка, то в этот момент она и получает свое имя.

Роженица благодарит Всевышнего за успешные роды и произносит благословение «аГомель»:

«Благословен Ты, Всевышний… за то что воздал мне добром».

Делается это в присутствии группы взрослых мужчин-евреев числом не менее десяти (см. материал про Миньян евреев).

Во время обрезания «аГомель» читается перед приглашенными на церемонию. Если же родилась девочка, то собирают специальный миньян мужчин в доме, или мать посещает синагогу в тот день, когда муж над свитком дает имя девочке. Отвечают на ее благословение женщины, присутствующие в женской части зала.

Отвечают на «аГомель» так:

«Амен. Кто воздал тебе добром, Тот и впредь будет воздавать тебе добром!»

Текст на иврите приведен в сидуре — сборнике еврейских молитв (см. «Чтение Торы»).

Читать дальше