Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава
Комментарии рава Цви Вассермана

Глава 1

1 О, ГОРЕ! КАК ОНА — Иерусалим, — ОДИНОКА! ГОРОД, ИЗОБИЛЬНЫЙ НАСЕЛЕНИЕМ, УПОДОБИЛСЯ ВДОВЕ, сделался пустыней: не видно ни скота, ни птицы; ВЕЛИКАЯ мудростью СРЕДИ НАРОДОВ, благодаря способностям своих сынов ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА даже тех СТРАН, куда они были изгнаны, СТАЛА ДАННИКОМ.

2 ГОРЬКО ПЛАЧЕТ ОНА о разрушении Первого и Второго Храмов В НОЧИ девятого ава, издревле предназначенной для бедствий, И СЛЕЗЫ раскаяния ТЕКУТ ПО ЩЕКАМ: со дня разрушения Храма заперты врата молитвы, лишь врата слез продолжают оставаться открытыми. НИ ОДИН ИЗ ЛЮБЯЩИХ Иерусалим пророков НЕ УТЕШАЕТ ЕЕ вдохновенными словами. ВСЕ ДРУЗЬЯ ПРЕДАЛИ ЕЕ и, присоединившись к вавилонским завоевателям, СТАЛИ ЕЙ ВРАГАМИ.

3 ИЕУДА покинул свою страну и ОТПРАВИЛСЯ В ИЗГНАНИЕ, страдая ИЗ-ЗА БЕДНОСТИ И НЕПЕРЕНОСИМОЙ РАБОТЫ. Изгнание и лишения искупают грехи и приносят успокоение, но Иеуда, хотя и ОКАЗАЛСЯ СРЕДИ НАРОДОВ, ПРИСТАНИЩА НЕ НАШЕЛ: ВСЕ ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ НАСТИГЛИ ЕГО МЕЖДУ ТЕСНИНАМИ^ — между траурными датами семнадцатого тамуза и девятого ава

4 СКОРБЯТ ПУТИ ЦИОНА — Иерусалима, ЛИШИВШИЕСЯ ПАЛОМНИКОВ, которые в прежние годы спешили в Храм на праздники. ВСЕ ЕЕ ВРАТА — средоточие городской жизни — В ЗАПУСТЕНИИ. Оставшись без храмовой службы, ВЗДЫХАЮТ ЕЕ КОЭНЫ,КРУЧИНЯТСЯ ДЕВЫ, так весело плясавшие в день пятнадцатого ава, И вся ОНА — Израиль — ПОЛНА ГОРЕЧИ.

5 ЕЕ ПРИТЕСНИТЕЛИ ОБЪЕДИНИЛИСЬ, ВРАГИ ЗАКЛЮЧИЛИ МЕЖДУ СОБОЙ МИР — И ПОКАРАЛ ЕЕ АШЕМ ЗА великое МНОЖЕСТВО ГРЕХОВ. ЕЕ МЛАДЕНЦЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛЕН ВПЕРЕДИ СВОИХ ВРАГОВ.

6 И вместе с детьми ПОКИНУЛО ДОЧЬ ЦИОНА ВСЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ Б-жественного Присутствия. ЕЕ ВОЖДИ, КАК ОЛЕНИ, НЕ НАШЕДШИЕ ПАСТБИЩ, ПОШЛИ ОБЕССИЛЕННЫЕ ПЕРЕД жестоким ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЕМ.

7 И в изгнании, В ДНИ УГНЕТЕНИЯ И ПЕЧАЛИ ВСПОМИНАЛА ИЕРУСАЛИМ ВСЕ СОКРОВИЩА Святой Торы, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ЕЙ В ОНЫЕ ДНИ. ЕЕ ЖИТЕЛИ ПОПАЛИ В РУКИ ВРАГОВ, НИКТО НЕ ПОМОГ ЕЙ. УВИДЕЛИ ЕЕ ВРАГИ, СМЕЯЛИСЬ НАД ЕЕ ПАДЕНИЕМ.

8 НЕМАЛО ГРЕШИЛА ИЕРУСАЛИМ и постепенно привыкла к беззаконию, ОТТОГО И СТАЛА ОТВЕРЖЕННОЙ. НЕКОГДА ПОЧИТАВШИЕ ЕЕ, ПОЗОРЯТ НЫНЕ, ИБО ВИДЕЛИ ЕЕ ПОСРАМЛЕНИЕ. ОНА ЖЕ ВЗДЫХАЕТ И ОТШАТЫВАЕТСЯ от стыда и унижения.

9 НЕЧИСТОТА НА ПОДОЛЕ ЕЕ: всем видны ее грехи, НЕ ДУМАЛА ОНА О ПОСЛЕДСТВИЯХ. ИЗУМИТЕЛЬНО ЕЕ ПАДЕНИЕ, НИКТО, сознавая справедливость Б-жественного приговора, НЕ УТЕШИТ ЕЕ. «ВОЗЗРИ, АШЕМ, НА МОЕ БЕДСТВИЕ, ИБО ЧУДОВИЩНЫ ДЕЯНИЯ ВРАГА, профанирующего Твое Имя!»

10 ПРОСТЕР ВРАГ РУКУ КО ВСЕМ ЕЕ СОКРОВИЩАМ — осквернил Храм и его священные сосуды; ВЫПАЛО ЕЙ УВИДЕТЬ, КАК НАРОДЫ Моава и Аммона ВХОДЯТ В ЕЕ СВЯТИЛИЩЕ — ТЕ НАРОДЫ, О КОТОРЫХ ТЫ ЗАПОВЕДАЛ, ЧТО НЕ ВОЙДУТ В ТВОЮ ОБЩИНУ.

11 От многих бед СТОНЕТ ВЕСЬ ЕЕ НАРОД, но пуще всего ВЗЫСКУЯ ХЛЕБА. СПАСАЯ ЖИЗНЬ во время осады Иерусалима, ВСЕ СВОИ БОГАТСТВА ОТДАЛИ ЗА ЕДУ. «ВЗГЛЯНИ, АШЕМ, И УЗРИ, КАКОЙ НЕНАСЫТНОЙ Я СТАЛА!»

12 ДА НЕ ПАДЕТ НА ВАС ТАКОЕ, ВСЕ, ИДУЩИЕ ЭТИМ ПУТЕМ, преступающие установления Торы. ПОСМОТРИТЕ И ВЫ УВИДИТЕ ЕСТЬ ЛИ БОЛЬ, ПОДОБНАЯ МОЕЙ БОЛИ, БОЛИ, КОТОРУЮ ОН ПРИЧИНИЛ МНЕ, КОТОРУЮ НАСЛАЛ НА МЕНЯ АШЕМ девятого ава В ДЕНЬ СВОЕГО ГНЕВА.

13 С ВЫСОТЫ ПОСЛАЛ ОН ОГОНЬ НА МОИ КОСТИ — мой Храм и его святые предметы — опору Творения — И СОКРУШИЛ ИХ, творя правосудие. НАБРОСИЛ СЕТЬ НА НОГИ МОИ, ОТШВЫРНУЛ МЕНЯ НАЗАД, лишив пророчества, службы и царства. ПОРАЗИЛ МЕНЯ ЗАПУСТЕНИЕМ, НЕТ ПРОСВЕТА В НЕСЧАСТЬИ.

14 СКОПИЛСЯ В ЕГО РУКЕ ТЯЖКИЙ ГРУЗ МОИХ ГРЕХОВ, ОНИ СПЛЕЛИСЬ, ОТЯГЧАЯ МОЮ ШЕЮ — ЛИШИЛ ОН МЕНЯ СИЛЫ. ОТДАЛ МЕНЯ ПОВЕЛИТЕЛЬ В РУКИ ТЕХ, ПЕРЕД КЕМ Я НЕ МОГУ УСТОЯТЬ.

15 ВСЕХ МОИХ БОГАТЫРЕЙ В МОЕЙ СРЕДЕ ОТВЕРГ ПОВЕЛИТЕЛЬ, ВОЗГЛАСИЛ ЧАС РАЗРУШЕНИЯ МОИХ ПАРНЕЙ. КАК В ДАВИЛЬНЕ ВИНОГРАД, РАСТОПТАЛ ДЕВ ИЕУДЫ.

16 ОБ ЭТОМ-ТО: о пролитии невинной крови, об утрате храмовой службы и царства, о прекращении изучения Торы, приведшем к разрушению Храма, Я И ПЛАЧУ. НЕПРЕРЫВНЫЙ ПОТОКОМ ТЕКУТ СЛЕЗЫ ИЗ МОИХ ГЛАЗ, ИБО ДАЛЕК УТЕШИТЕЛЬ — Машиах, ЧТОБЫ ОЖИВИТЬ МОЙ ДУХ. МОИ ДЕТИ ПОКИНУТЫ И ЗАБРОШЕНЫ — ВРАГ ОДОЛЕЛ.

17 ЦИОН в мольбе ПРОСТИРАЕТ СВОИ РУКИ, И НЕТ ЕЙ УТЕШИТЕЛЯ. Не удивительно! Ведь ПРИКАЗАЛ АШЕМ ОБ ЯАКОВЕ, ЧТОБЫ даже и в изгнании ОКРУЖАЛИ ЕГО ВРАГИ; ИЕРУСАЛИМ ЖЕ СТАЛ СРЕДИ НИХ ОТВЕРЖЕННОЙ.

18 СПРАВЕДЛИВ АШЕМ, ИБО НЕ ПОДЧИНЯЛАСЬ Я ЕГО РЕЧЕНИЯМ, Его Торе. ВЫСЛУШАЙТЕ МЕНЯ, ВСЕ НАРОДЫ, УЗРИТЕ МОЮ БОЛЬ: мои грехи были столь велики, что даже МОИ безвинные ДЕВЫ И ПАРНИ ОТПРАВИЛИСЬ В ПЛЕН.

19 ОБРАТИЛАСЬ Я К СВОИМ ЛЮБОВНИКАМ: Египту, Аммону и Моаву — союзникам против Вавилона, НО ОНИ вместе с ишмаэлитами ОБМАНУЛИ МЕНЯ. МОИ КОЭНЫ И СТАРЦЫ, чьи молитвы могли бы изменить приговор Небес, ПОГИБЛИ В ГОРОДЕ В ПОИСКАХ ПИЩИ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ЖИЗНИ.

20 СМОТРИ, АШЕМ, КАК МНЕ ТЯЖЕЛО! ГНЕТУТ МЕНЯ МОИ ВНУТРЕННОСТИ, СЕРДЦЕ ПЕРЕВЕРНУЛОСЬ ВО МНЕ, ИБО Я СТРАШНО БУНТОВАЛА. СНАРУЖ^ ВСЕ ПОРАЗИЛ МЕЧ, ВНУТРИ, КАК УМЕРЛО, охваченное страхом.

21 СЛЫШАЛИ соседние народы, КАК Я ВЗДЫХАЮ, НО НИКТО НЕ УТЕШИЛ МЕНЯ. ВСЕ ВРАГИ УСЛЫШАЛИ ПРО ЗЛО, ВЫПАВШЕЕ НА МОЮ ДОЛЮ, И ВОЗРАДОВАЛИСЬ, ВЕДЬ ЭТО СДЕЛАЛ ТЫ, отдавший нас в их руки. О, ПРИВЕДИ на них такой же ПРОВОЗГЛАШЕННЫЙ ТОБОЮ горький ДЕНЬ, И ПУСТЬ ОНИ УПОДОБЯТСЯ МНЕ в страдании.

22 ПУСТЬ ВСЕ ИХ НЕЧЕСТИЕ ПРОЙДЕТ ПРЕД ТОБОЮ; ПРИЧИНИ ИМ ТО, ЧТО ПРИЧИНИЛ МНЕ ЗА ВСЕ МОИ ГРЕХИ. МНОГОЧИСЛЕННЫ МОИ СТОНЫ А СЕРДЦЕ МОЕ СКОРБИТ, и не буду я, подобно нечестивцам, радоваться падению своих врагов.


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.