Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Конечно, достаточно евреев в разные времена изменяли еврейскому закону, пытаясь принять другую религию или ассимилироваться в нееврейском обществе. Даже в период странствий в пустыне многие роптали на Б-га, а Корах поднял восстание против Моше. Караимов, деятелей «Просвещения» и даже, некоторым образом, христиан, можно считать раскольническими сектами. Уход евреев от еврейства особенно характерен для двух последних столетий, когда многие изменяли имена и образ жизни, отказываясь от еврейских духовных ценностей. Они хорошо поработали над тем, чтобы заставить мир забыть об их еврействе.

Отчего возникают попытки бежать от еврейской идентификации?

Попытаемся назвать некоторые причины:

1) Быть соблюдающим заповеди евреев многим кажется слишком трудной задачей. Они чувствуют, что не могут оставаться в то же время членом современного общества; и это несмотря на то, что многие ортодоксальные евреи в состоянии совмещать одно с другим.

2) Некоторые отвергают традицию по незнанию, т. к. были лишены возможности воспитываться в истинно еврейском окружении. В будущем такие люди могут вернуться к иудаизму.

3) Страх перед антисемитскими выпадами также может побудить человека скрывать свое еврейство, но эти попытки не всегда оказываются успешными, как мы увидим позже.

4) Некоторые изменяют своей вере, чтобы пробиться на высшие ступени социальной лестницы или, например, вступить в брак с неевреем.

5) Другие утратили веру в Б-га и Его законы в результате личной трагедии.

6) Иные же ощущают потребность восстать против, как они это называют, засилья религии.

7) Наконец, есть люди, которые покидают Б-га ради других божеств — денег и материальных благ. При этом они считают, что иудаизм является препятствием на пути их экономического процветания.

Тем не менее еврейский закон ясно заявляет, что еврей навсегда остается евреем, — неважно, насколько он далек от иудаизма. Он нарушает заповеди, скрывает свое еврейство, но его основная сущность не меняется.

Существует несколько объяснений этого факта:

1) Иудаизм верит в то, что каждый еврей родился с «еврейской нешамой (душой)» — врожденной связью с иудаизмом, которая может ослабеть, но никогда не исчезает. Даже если человек отрицает свое еврейское происхождение, его связь с народом может когда-нибудь проя-виться. Тому есть множество примеров: внезапное пробуждение еврейского самосознания во время арабо-израильских войн, или во времена личных трагедий, или с возрастом, когда человек начинает задумываться о бренности тела. Зачастую, когда человеку плохо, он впервые осознает силу духовности и власть молитвы. Кажется, в такие моменты еврейский дух возникает неизвестно от-куда, и тогда мы видим, как неверующий еврей возвращается в лоно своего народа.

2) Социальная нестабильность часто заставляет людей перепроверять свои «корни». Они ищут подтверждения живости своего наследия, доказательства того, что они из родя людей, способных выжить. Вот почему генеалогические экскурсы так популярны в наше время. Безусловно у евреев есть все основания гордиться своим славным прошлым. И даже если некоторые представители одного из поколений отошли от религии, их потомки, возможно, захотят вернуться к ней. Поэтому иудаизм не признает права окончательного разрыва с религией. Зачем кому-то позволять лишать своих потомков наследия, которое они охотно примут?

3) И, наконец, каждый еврей должен осознать, что, независимо от того, религиозен он или нет, в глазах неевреев он все равно еврей. Неважно, насколько еврей ассимилировался, все равно во времена общественных кризисов его будут считать евреем.

Многие немецкие евреи думали, что достигли полного равноправия в нееврейском обществе. Они были ошеломлены, попав в концлагеря после захвата власти нацистами. И это не все: даже те евреи, которые перешли в другую религию, все равно во все времена воспринимались как евреи. Ибо в глазах нееврейского общества еврей всегда остается евреем, как бы усердно он ни скрывал свое происхождение. Карл Маркс, Бенджамин Дизраэли и Генрих Гейне оставались для всех евреями, невзирая на факт отказа от иудаизма их предками или даже ими самими.

С другой стороны, когда религиозные евреи оказываются в центре общественного внимания, они завоевывают уважение своими твердыми убеждениями. Они не отказываются от своего народа, чтобы снискать уважение в глазах людей.

с разрешения издательства Швут Ами


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»