Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Конечно, достаточно евреев в разные времена изменяли еврейскому закону, пытаясь принять другую религию или ассимилироваться в нееврейском обществе. Даже в период странствий в пустыне многие роптали на Б-га, а Корах поднял восстание против Моше. Караимов, деятелей «Просвещения» и даже, некоторым образом, христиан, можно считать раскольническими сектами. Уход евреев от еврейства особенно характерен для двух последних столетий, когда многие изменяли имена и образ жизни, отказываясь от еврейских духовных ценностей. Они хорошо поработали над тем, чтобы заставить мир забыть об их еврействе.

Отчего возникают попытки бежать от еврейской идентификации?

Попытаемся назвать некоторые причины:

1) Быть соблюдающим заповеди евреев многим кажется слишком трудной задачей. Они чувствуют, что не могут оставаться в то же время членом современного общества; и это несмотря на то, что многие ортодоксальные евреи в состоянии совмещать одно с другим.

2) Некоторые отвергают традицию по незнанию, т. к. были лишены возможности воспитываться в истинно еврейском окружении. В будущем такие люди могут вернуться к иудаизму.

3) Страх перед антисемитскими выпадами также может побудить человека скрывать свое еврейство, но эти попытки не всегда оказываются успешными, как мы увидим позже.

4) Некоторые изменяют своей вере, чтобы пробиться на высшие ступени социальной лестницы или, например, вступить в брак с неевреем.

5) Другие утратили веру в Б-га и Его законы в результате личной трагедии.

6) Иные же ощущают потребность восстать против, как они это называют, засилья религии.

7) Наконец, есть люди, которые покидают Б-га ради других божеств — денег и материальных благ. При этом они считают, что иудаизм является препятствием на пути их экономического процветания.

Тем не менее еврейский закон ясно заявляет, что еврей навсегда остается евреем, — неважно, насколько он далек от иудаизма. Он нарушает заповеди, скрывает свое еврейство, но его основная сущность не меняется.

Существует несколько объяснений этого факта:

1) Иудаизм верит в то, что каждый еврей родился с «еврейской нешамой (душой)» — врожденной связью с иудаизмом, которая может ослабеть, но никогда не исчезает. Даже если человек отрицает свое еврейское происхождение, его связь с народом может когда-нибудь проя-виться. Тому есть множество примеров: внезапное пробуждение еврейского самосознания во время арабо-израильских войн, или во времена личных трагедий, или с возрастом, когда человек начинает задумываться о бренности тела. Зачастую, когда человеку плохо, он впервые осознает силу духовности и власть молитвы. Кажется, в такие моменты еврейский дух возникает неизвестно от-куда, и тогда мы видим, как неверующий еврей возвращается в лоно своего народа.

2) Социальная нестабильность часто заставляет людей перепроверять свои «корни». Они ищут подтверждения живости своего наследия, доказательства того, что они из родя людей, способных выжить. Вот почему генеалогические экскурсы так популярны в наше время. Безусловно у евреев есть все основания гордиться своим славным прошлым. И даже если некоторые представители одного из поколений отошли от религии, их потомки, возможно, захотят вернуться к ней. Поэтому иудаизм не признает права окончательного разрыва с религией. Зачем кому-то позволять лишать своих потомков наследия, которое они охотно примут?

3) И, наконец, каждый еврей должен осознать, что, независимо от того, религиозен он или нет, в глазах неевреев он все равно еврей. Неважно, насколько еврей ассимилировался, все равно во времена общественных кризисов его будут считать евреем.

Многие немецкие евреи думали, что достигли полного равноправия в нееврейском обществе. Они были ошеломлены, попав в концлагеря после захвата власти нацистами. И это не все: даже те евреи, которые перешли в другую религию, все равно во все времена воспринимались как евреи. Ибо в глазах нееврейского общества еврей всегда остается евреем, как бы усердно он ни скрывал свое происхождение. Карл Маркс, Бенджамин Дизраэли и Генрих Гейне оставались для всех евреями, невзирая на факт отказа от иудаизма их предками или даже ими самими.

С другой стороны, когда религиозные евреи оказываются в центре общественного внимания, они завоевывают уважение своими твердыми убеждениями. Они не отказываются от своего народа, чтобы снискать уважение в глазах людей.

с разрешения издательства Швут Ами


Прежде, чем обратиться к духовному развитию человека, следует понять в общем: что есть духовная жизнь? Читать дальше

Как изменить свой мир

Рав Зелиг Плискин

Самовнушение способно открыть перед человеком новые горизонты. Произнесение определенных фраз, связанных с верой в Б-га и благодарностью к Нему, позволит повысить качество жизни. Опробуйте этот метод и убедитесь, что он работает!

Еда как связующее звено между душой и телом

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?

Смысл заповедей кашрута

Рав Моше Пантелят

Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»

Храм — связь миров

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.

Слова — реальные и нереальные

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.

Первая заповедь

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей»

Что на самом деле произошло у горы Синай?

Привычки и ноги

Мирьям Климовская

Способность привыкать и действовать автоматически заложена в нас для нашей же пользы. Без нее мы не могли бы нормально функционировать. Если бы мы не могли привыкать к изменениям в своей жизни, если бы боль от утраты близкого человека ощущалась так же остро, как и вначале, если бы дрожь в коленках при поступлении на новую ответственную работу сопровождала нас и годы спустя, мы бы ничего в жизни не добились.

Воложинская ешива

С. Бернфельд

"Рассадник фанатичных раввинов" и прообраз современных ешив