Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто воздерживается от наказания сына и выгораживает его в ситуациях, когда сын заслуживает наказания — ненавидит своего сына, поскольку в конце концов тот испортится»Виленский Гаон, Совершенная мера, 6
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. После «Шмонэ Эсрэ» произносят Таханун, склонившись головой на руку. И не следует разговаривать о будничном между «Шмонэ Эсрэ» и Таханун1.

2. В утренней молитве, поскольку на левой руке молящегося — тфиллин, он склоняется на правую сторону, из-за уважения к тфиллин. А в Минху склоняется на левую сторону.

3. Склоняться головой на руку следует сидя. Но, если сесть некуда, можно сделать это и стоя. После Таханун произносят отрывок: «И мы, не зная…». И следует слова «и мы, не зная…» произнести сидя, а после этого встать и продолжить: «…что нам предпринять…».

4. Склонять голову на руку можно только в том месте, где есть Свиток Торы. Но в месте, где нет Свитка Торы, даже если там есть другие святые книги, не опускают голову на руку, а произносят соответствующий отрывок, просто сидя1*. И, когда молятся в прихожей синагоги, а дверь в зал со Свитком Торы открыта, считается, что молятся в месте, где имеется Свиток Торы2.

5. Когда молятся в доме соблюдающего траур или в доме, где есть мертвый, хотя никто в этом доме2* не соблюдает траур, в первые семь дней траура по мертвому не произносят Таханун, даже в Минху3 седьмого дня траура. И есть обычай в этом случае не читать Таханун, даже вернувшись домой3*. Но если соблюдающий траур присутствует в синагоге, вся община не обязана поступать, как он, и читает Таханун; только сам соблюдающий траур не читает его.

6. Не произносят Таханун в синагоге, когда в ней делается обрезание, или когда отец обрезаемого ребенка, сандак (тот, кто держит ребенка во время обрезания на коленях — перев.) или моhель (тот, кто делает обрезание — перев.) молятся в этой синагоге, даже если обрезание будет происходить в другом месте. А если община молится Минху в доме обрезаемого ребенка перед праздничной трапезой по случаю обрезания или посреди этой трапезы, молящиеся также не произносят Таханун. Но, если они молятся после того, как уже произнесли Биркат а-Мазон (Благословение после еды), то читают Таханун. Только отец ребенка, сандак и моhель не читают Таханун и тогда, потому что этот день для них — праздничный.

7. И также не произносят Таханун в синагоге, в которой присутствует молодой муж, все семь дней его праздничного пира, если он женился впервые или его жена вышла замуж впервые. Но если он был вдовец и взял в жены вдову, то время его праздничного пира составляет три дня, а после этого Таханун произносят. А в день, когда происходит свадьба, в утренней молитве произносят Таханун, а в Минхе, сразу после которой будет свадьба, не произносят4.

8. Не произносят Таханун в Рош-Ходеш, пятнадцатого Ава, пятнадцатого Швата, в Хануку, в оба дня Пурима, в оба дня Пурим Катан (малый Пурим, 14-е и 15-е число первого Адара в високосный год), в Лаг ба-Омер (тридцать третий день по счету Омера), весь месяц Нисан, девятого Ава, в дни от Йом-Кипур до Суккот, от Рош-Ходеш месяца Сиван до Исру Хаг (день после праздника) праздника Шавуот5 (в Земле Израиля — шесть дней после праздника) и в ИсруХаг праздника Суккот (в Земле Израиля — до Рош Ходеш месяца Мархешван). Также в молитве Минха накануне этих дней не произносят Таханун. Но накануне Рош а-Шана и накануне Йом-Кипур в молитве Минха произносят Таханун.

Накануне Рош а-Шана Таханун произносят также, когда читают Слихот (специальные молитвы о прощении — перев.). Но после этого уже не произносят.

9. В понедельник и четверг, когда Вс-вышний принимает молитвы с благоволением (поскольку в те сорок дней, когда Моше-рабейну получал Скрижали второй раз, он поднялся на гору в четверг и спустился в понедельник), удлиняют текст Таханун. А перед ним произносят отрывок «И Он, милосердный…»6, и произносят его стоя, и нужно произнести его со вниманием и не торопясь, жалуясь Б-гу. А в дни, когда Таханун не произносят, не произносят также и этот отрывок.

10. После Таханун произносят Хаци Кадиш. А в понедельник и четверг произносят: «Б-г долготерпеливый…» (стоя). И ниже, в главе 25, параграф , рассказывается, когда этот отрывок не произносится.


1 Но от простого разговора можно не воздерживаться.

1* А некоторые говорят, что, если в комнате есть другие свитки, он может опустить голову на руки.

2 Именно в той стороне, где вход.

2* См. ниже, глава 207, примечание 1.

3 Минха седьмого дня траура не упоминается в МБ.

3* А некоторые говорят, что отрывок: «И Он, милосердный…» следует произнести.

4 Некоторые говорят, что нужно произносить; а некоторые — что не нужно произносить даже в утреннюю молитву. Лучше устроить так, чтобы молодой муж все семь дней своего праздника не заходил в синагогу, чтобы не лишать молящихся возможности прочитать Таханун.

5 У некоторых есть обычай не читать до 12-го Сивана.

6 А некоторые перед «И Он, милосердный…» произносят «Тринадцать принципов» и «Видуй» («Исповедание»).


Письменная Тора — тексты священных писаний. Разберемся, что входит в Письменную Тору, кроме Пятикнижия Моисея (Хумаша). Читать дальше

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

История еврейского народа 55. Караимский раскол

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Караимы, как и их предшественники цадуким (садукеи), открыто выступили против Устной Торы и традиции, передаваемой мудрецами.

От Синая до наших дней. История передачи устной Торы

Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»

Откуда мы знаем о Синайском Откровении?

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.