Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Нет большей неблагодарности по отношению к Творцу, чем пренебрегать телом, которое Он тебе дал»Рав Исроэль Салантер
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Законы «Шма» и ее благословений, то есть благословений «Создающий свет», «Ты возлюбил нас любовью великой…» и «Истинно и несомненно…» (а также вечерней «Шма» и ее благословений) строже, чем законы Псукей де-Зимра; и «Шма» с благословениями состоит из отдельных разделов. И вот границы этих разделов: между словами «…Создатель светил» и «Ты возлюбил нас любовью вечной…», между словами «…избравший Свой народ, Израиль, с любовью» и «Слушай, Израиль…», между словами «…и ворот твоих» и «и будет: если вы будете послушны…» и между словами «…небес над землею» и «с сказал Г-сподь Моисею…»1.

2. Находясь на границе между разделами, можно отвечать «амен» на любое услышанное благословение2, и тем более отвечать на Кадиш, Кдушу и Барху. Но фразу «Благословен Он, и благословенно Имя Его» произносить не следует. И также, если в этот момент читающий слышит, как вся община поизносит: «Слушай, Израиль…», не следует ему произносить вместе со всеми стих: «Слушай, Израиль…»; но пусть произнесет тот стих, до которого он дошел, громким голосом, каким община произносит «Шма», чтобы казалось, что он читает вместе с ними.

3. Находясь посреди раздела, читающий «Шма» отвечает «амен» только на благословение «…Б-г святой» (третье благословение «Шмонэ Эсрэ») и на благословение «…внемлющий молитве» (шестнадцатое благословение «Шмонэ Эсрэ»). А когда он слышит Кадиш, может ответить: «Амен, да будет Имя Его великое благословенно вечно во веки веков!», и, когда хазан произносит фразу: «…произносимых в мире. И скажем: амен» — должен также ответить «амен». А остальные «амен», которые нужно отвечать на Кадиш, не будет отвечать, поскольку они не относятся к основной части Кадиша. А когда хазан произносит Кдушу — пусть молчит и слушает, что говорит хазан. И пусть произнесет вместе с общиной: «Свят, свят, свят Г-сподь воинств! Вся земля полна славы Его!» — и замолчит. Потом пусть произнесет вместе с общиной: «Благословенна Слава Г-спода во всяком месте пребывания ее!». И больше ему не следует произносить ничего, поскольку все остальное не относится к главной части Кдуши. А если он слышит Барху, как от хазана, так и от вызванного к Торе, должен ответить: «Благословен Г-сподь благословенный во веки веков!», и также должен ответить «амен» после благословения вызванного к Торе3. А если община читает «Модим де-Рабанан» (вставку при повторении хазаном 18-го благословения «Шмонэ Эсрэ» — перев.), пусть склонится вместе со всеми и произнесет: «Мы благодарны Тебе», — но не более. А если он слышит гром, некоторые говорят, что ему можно прерваться и произнести соответствующее благословение, а некоторые считают, что ради этого не следует прерываться3*.

4. Вышеперечисленные случаи — это те случаи, в которых, как мы сказали выше можно прерваться в середине раздела. Если молящийся в данный момент читает благословения, пусть подстроится так, чтобы перерыв пришелся на то место, где завершается одна тема и начинается другая. А если он сейчас читает саму молитву «Шма», пусть подстроится так, чтобы перерыв пришелся на паузу между стихами. Но, если это не получилось, ему разрешено прерваться даже в середине стиха, но начать он потом должен с начала того стиха, на котором прервался.

5. Сказанное нами, (что в случаях, перечисленных выше, разрешено прерваться даже в середине раздела), не относится к самому стиху: «Слушай, Израиль…» и следующей за ним фразе: «Благословенно Имя славы Царства Его во веки веков»4, поскольку, читая эти стихи, запрещено прерываться по каким бы то ни было причинам. Даже если молящегося приветствует царь, в этот момент запрещено ответить на его приветствие. И между словами: «Я Г-сподь, Б-г ваш» и «истинно и несомненно…»5 также не следует прерываться ни в каком случае, так как написано в Торе: «И Б-г — Г-сподь истинный», — поэтому не прерываются между словами «Б-г ваш» и «истинно…». И правильно было бы устроить так, чтобы не прерываться, пока не произнесет слова «истинно и несомненно» (поскольку и второе слово — синоним слова «истинно»). А после этого он может прерываться точно так же, как и в других местах в середине раздела. (Что касается приветствий и ответов на приветствия — в наше время люди не обращают на это большого внимания, и ради этого нельзя прерываться даже между разделами).


1 В вечерней молитве, кроме того — между «…избавивший Израиль» и «Дай нам с миром…», а также между этим благословением и «Шмонэ Эсрэ». И МБ говорит, что, возможно, вся глава «И сказал Г-сподь Моисею» вечернего «Шма» имеет тот же закон, что и паузы между разделами. И см. ниже, параграф 5.

2 Кроме паузы между словами: «…избравший Свой народ, Израиль, с любовью» и «Слушай, Израиль…», когда можно отвечать так же, как в паузе между разделами, и также на это же благословение. (Так написано в МБ и не сказано, что это мнение оспаривают. А в другом месте МБ говорит, что, по мнению некоторых, таков же закон для любой паузы между разделами). И, если это возможно, следует сказать: «…с любовью» одновременно с хазаном, чтобы не пришлось отвечать «амен».

3 А некоторые сомневаются, следует ли в этом случае отвечать «амен». Но в паузе между разделами, несомненно, следует ответить.

3* А если он услышал гром в паузе между разделами, пусть благословит.

4 Если он находится после стиха: «Слушай, Израиль…» перед фразой: «Благословенно Имя…» или внутри самой этой фразы, пишет МБ, что, каков закон на практике, неясно.

5 И тот же закон для вечернего «Шма» между словами: «истинно» и «достойно веры».


Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни, полностью связаны с постройкой Мишкана — переносного Храма, о котором написана эта статья. Мишкан служил местом сильнейшего раскрытия Божественного Присутствия, которое не оставляло сынов Израиля во время их сорокалетних странствий по пустыне. Читать дальше