Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Щедрый человек должен весьма остерегаться разбрасывать деньги впустую, гоняясь за страстями, приводящими ко злу. Но пусть будет уступчив по отношению к достойным беднякам, пусть одевает и кормит их самым лучшим, как написано: «Все лучшее — Всевышнему» (Ваикра 3; 16).»Орхот цадиким. Щедрость
Избранные главы из книги

Кроме того, что бесполезно просить человека о том, что превышает его душевные возможности, наш учитель считал также, что прежде, чем обращаться к кому-либо с какой-то просьбой, следует взвесить, действительно ли есть реальный шанс на то, что она будет удовлетворена, — ведь если она не будет удовлетворена, то отказ может стать причиной напрасной ненависти.

Вот что написал наш учитель в письме, которое было опубликовано большим мудрецом Торы р. Вольфом Басфером в книге «Наши учителя»:

Если ты хочешь попросить о чем-либо ближнего своего, взвесь на точных весах, достигнешь ли желаемого, и не говори: что произойдет, если я попрошу его и просьба не будет удовлетворена? Знай, что ты много теряешь в этом деле, ибо ты сам не можешь быть уверен, что в твоем сердце не пробудится гнев в ответ на его отказ. И также в сердце ближнего закрадывается мысль о том, что ты на него обижен. И вот, ты возвел преграду между братьями и умножил напрасную ненависть. И тот, кто легкомыслен в своих речах и привычен к тому, чтобы обращаться с просьбами, ненавидит сам и ненавистен другим.

Наш учитель писал:

Подавленность духа тяжелее для человека, чем страдания от неудовлетворенности его телесных потребностей; поскольку это так, у меня есть оправдание в том, чтобы не брать на себя исполнение просьб, которые связаны с делами, вызывающими у меня угнетение духа или идущими вразрез с моими убеждениями. И отправлять людей, приходящих ко мне с просьбой, ни с чем — дело чрезвычайно тяжкое для меня; в книге Шаарей тшува рабейну Йоны, будь благословенна его память, сказано, что обращение с такого рода просьбами подпадает под запрет (Торы) «Не властвуй над ним жестоко» (Ваикра, 25:46).

(Ковец игрот, ч. 2, 89)


«Акедат Ицхак» буквально означает «связывание Ицхака». Об этом рассказывается в Торе, в недельной главе Ваера. Конечно же, никаких человеческих жертв в ходе «жертвоприношения Ицхака» принесено не было Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Тьма перед рассветом 5. Катастрофа

Рав Эзриэль Таубер,
из цикла «Тьма перед рассветом»

Катастрофа и возвышение через страдание

На тему недельной главы. Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Ваера. И один в поле воин

Рав Бенцион Зильбер

В поколении идолопоклонников Авраам был тем, кто не побоялся бросить вызов всему человечеству. Самоотверженность и вера Авраама оправдались: Творец сделал его родоначальником целого народа.