Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

Если не привлекать слова мудрецов…

— Если не привлекать мидраши, а читать текст as is, то Корах требовал не привилегий для себя, а всеобщего равенства, и, по-моему, этот вариант гораздо интересней, чем «вешать на него всех собак». Ни один нормальный человек не сочтет себя злобным завистником и демагогом, т. е. не сможет «примерить Кораха на себя», а следовательно, скорректировать свои взгляды или поведение. А вот идея демократического равенства близка многим — и мне далеко не в последнюю очередь. Я не буду оспаривать решения Вс-вышнего (себе дороже!), но Вам не кажется, что очень многие принимают иерархию служения в Храме достаточным основанием для установления иерархии ценности мнений? Кстати, если опираться только на то, что написано в Торе, подобные рассуждения о Корахе — не что иное, как клевета — лашон hара. Вы так не считаете?

Рут, Израиль

«Если не привлекать мидраши»

— Уважаемая Рут!

Вы задали замечательный вопрос о том, можно ли интерпретировать текст Торы, «не привлекая мидраши, а читать текст as is». Дело в том, что тогда каждый сможет вкладывать в текст Торы тот смысл, который ему вздумается. Тогда не будет ни Торы, ни еврейских ценностей, а у каждого человека будет свой Б-г, идол, своя правда… Естественным следствием явится относительность морали и исчезновение монотеизма как идеи единого Б-га, перед законом которого все равны. В этом смысле понимание ценности слов мудрецов Торы, выраженных в Мишне, Талмуде, мидрашах, классических комментариях, чрезвычайно важно для еврея. Непонимание этой центральной идеи оборачивалось трагедией для нашего народа. Достаточно упомянуть христианство, караимов, сабатианство… Что касается Вашего вопроса о Корахе, то мне кажется, что величие Торы проявляется в том, что этот рассказ не упрощается в ее тексте. Действительно Корах прикрывался призывами к всеобщему равенству, точно так же, как это делали большевики и другие грабители, ставившие целью привлечь сторонников лишь для того, чтобы добиться своих корыстных целей. Однако цели эти совсем не очевидны как в тексте Торы, так и в жизни. Потому тот факт, что мидраши учат нас вскрывать подспудное, понимать скрытые, не очевидные намерения — большое искусство жизни.

То, что Корах обвинял Моисея — «самого скромного человека на земле» в гордыне, захвате власти, является важным уроком. Когда человек судит других, он судит себя! Он в действительности проецирует себя на этих людей, и, осуждая их, он осуждает себя. Если хотите узнать человека, послушайте, что он говорит о других. То, что он гневно осуждает, зачастую присутствует в нем самом, то, что он прославляет, также является частью его. Равенство и всеобщая святость — не уравниловка, у каждого человека своя уникальная миссия в жизни, у каждого колена были свои уникальные задачи. Иерархия храмовой службы, да и всего еврейского народа, отражала эту идею. Кстати, важно упомянуть, что как бы ни были важны передаваемые по наследству привилегии и обязанности (коганим, левиты, царство), Кетер Шем Тов, корона доброго имени, которую заслуживает человек собственными усилиями, ВЫШЕ всего!

И последнее: некоторые комментаторы утверждают, что ошибка Кораха заключалась в том, что он не пришел к Моисею выразить свое мнение, задать вопрос, а поднял бунт. Но сам факт того, что у него был вопрос и свое мнение, не ставится ему в упрек, а наоборот, проблема в том, что свое мнение он не выразил и не инициировал обсуждение.

Если бы Корах действительно стремился познать истину, то он инициировал бы откровенный и честный спор с Моисеем, который мог бы превратиться в спор во имя Небес, подобный спору Шамая и Гилеля.


Дарование Торы стало ключевым событием не только еврейской, но и общемировой истории? Письменная Тора была переведена на древнегреческий и другие языки, а законы Торы и принципы иудаизма легли в основу мировых религий — христианства и ислама. Как результат, все человечество приняло новые ценности: Единобожие, добросердечие и взаимопомощь, запрет посягательства на чужую жизнь и имущество, неделя с выходным днем, запрет разврата и т.д. Читать дальше

Рассказы мудрецов о Даровании Торы

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?

Недельная глава Итро

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Центральная глава рассказывает о даровании Торы на горе Синай. Ради этого и произошел выход из Египта.

Бахайская религия, сикхизм, ислам, христианство и иудаизм

Лоренс Келеман

Мы публикуем отрывок из книги Лоренса Келемана «Возможность получить» (Permission to Receive).

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Моше на горе Синай

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Устная Тора

Рав Мордехай Нойгершл,
из цикла «Путешествие к вершине горы Синай»

Почему нужно повиноваться словам Мудрецов – ведь какими бы мудрецами и праведниками они ни были, они всего лишь люди?

Законы и обычаи праздника Шавуот

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Глава из книги «Сефер атодаа»