Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии Льва Кацина

Если не привлекать слова мудрецов…

— Если не привлекать мидраши, а читать текст as is, то Корах требовал не привилегий для себя, а всеобщего равенства, и, по-моему, этот вариант гораздо интересней, чем «вешать на него всех собак». Ни один нормальный человек не сочтет себя злобным завистником и демагогом, т. е. не сможет «примерить Кораха на себя», а следовательно, скорректировать свои взгляды или поведение. А вот идея демократического равенства близка многим — и мне далеко не в последнюю очередь. Я не буду оспаривать решения Вс-вышнего (себе дороже!), но Вам не кажется, что очень многие принимают иерархию служения в Храме достаточным основанием для установления иерархии ценности мнений? Кстати, если опираться только на то, что написано в Торе, подобные рассуждения о Корахе — не что иное, как клевета — лашон hара. Вы так не считаете?

Рут, Израиль

«Если не привлекать мидраши»

— Уважаемая Рут!

Вы задали замечательный вопрос о том, можно ли интерпретировать текст Торы, «не привлекая мидраши, а читать текст as is». Дело в том, что тогда каждый сможет вкладывать в текст Торы тот смысл, который ему вздумается. Тогда не будет ни Торы, ни еврейских ценностей, а у каждого человека будет свой Б-г, идол, своя правда… Естественным следствием явится относительность морали и исчезновение монотеизма как идеи единого Б-га, перед законом которого все равны. В этом смысле понимание ценности слов мудрецов Торы, выраженных в Мишне, Талмуде, мидрашах, классических комментариях, чрезвычайно важно для еврея. Непонимание этой центральной идеи оборачивалось трагедией для нашего народа. Достаточно упомянуть христианство, караимов, сабатианство… Что касается Вашего вопроса о Корахе, то мне кажется, что величие Торы проявляется в том, что этот рассказ не упрощается в ее тексте. Действительно Корах прикрывался призывами к всеобщему равенству, точно так же, как это делали большевики и другие грабители, ставившие целью привлечь сторонников лишь для того, чтобы добиться своих корыстных целей. Однако цели эти совсем не очевидны как в тексте Торы, так и в жизни. Потому тот факт, что мидраши учат нас вскрывать подспудное, понимать скрытые, не очевидные намерения — большое искусство жизни.

То, что Корах обвинял Моисея — «самого скромного человека на земле» в гордыне, захвате власти, является важным уроком. Когда человек судит других, он судит себя! Он в действительности проецирует себя на этих людей, и, осуждая их, он осуждает себя. Если хотите узнать человека, послушайте, что он говорит о других. То, что он гневно осуждает, зачастую присутствует в нем самом, то, что он прославляет, также является частью его. Равенство и всеобщая святость — не уравниловка, у каждого человека своя уникальная миссия в жизни, у каждого колена были свои уникальные задачи. Иерархия храмовой службы, да и всего еврейского народа, отражала эту идею. Кстати, важно упомянуть, что как бы ни были важны передаваемые по наследству привилегии и обязанности (коганим, левиты, царство), Кетер Шем Тов, корона доброго имени, которую заслуживает человек собственными усилиями, ВЫШЕ всего!

И последнее: некоторые комментаторы утверждают, что ошибка Кораха заключалась в том, что он не пришел к Моисею выразить свое мнение, задать вопрос, а поднял бунт. Но сам факт того, что у него был вопрос и свое мнение, не ставится ему в упрек, а наоборот, проблема в том, что свое мнение он не выразил и не инициировал обсуждение.

Если бы Корах действительно стремился познать истину, то он инициировал бы откровенный и честный спор с Моисеем, который мог бы превратиться в спор во имя Небес, подобный спору Шамая и Гилеля.


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза