Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В каждом есть то, чего нет в других»Раби Пинхас из Кориц
Коментарии Льва Кацина

Если не привлекать слова мудрецов…

— Если не привлекать мидраши, а читать текст as is, то Корах требовал не привилегий для себя, а всеобщего равенства, и, по-моему, этот вариант гораздо интересней, чем «вешать на него всех собак». Ни один нормальный человек не сочтет себя злобным завистником и демагогом, т. е. не сможет «примерить Кораха на себя», а следовательно, скорректировать свои взгляды или поведение. А вот идея демократического равенства близка многим — и мне далеко не в последнюю очередь. Я не буду оспаривать решения Вс-вышнего (себе дороже!), но Вам не кажется, что очень многие принимают иерархию служения в Храме достаточным основанием для установления иерархии ценности мнений? Кстати, если опираться только на то, что написано в Торе, подобные рассуждения о Корахе — не что иное, как клевета — лашон hара. Вы так не считаете?

Рут, Израиль

«Если не привлекать мидраши»

— Уважаемая Рут!

Вы задали замечательный вопрос о том, можно ли интерпретировать текст Торы, «не привлекая мидраши, а читать текст as is». Дело в том, что тогда каждый сможет вкладывать в текст Торы тот смысл, который ему вздумается. Тогда не будет ни Торы, ни еврейских ценностей, а у каждого человека будет свой Б-г, идол, своя правда… Естественным следствием явится относительность морали и исчезновение монотеизма как идеи единого Б-га, перед законом которого все равны. В этом смысле понимание ценности слов мудрецов Торы, выраженных в Мишне, Талмуде, мидрашах, классических комментариях, чрезвычайно важно для еврея. Непонимание этой центральной идеи оборачивалось трагедией для нашего народа. Достаточно упомянуть христианство, караимов, сабатианство… Что касается Вашего вопроса о Корахе, то мне кажется, что величие Торы проявляется в том, что этот рассказ не упрощается в ее тексте. Действительно Корах прикрывался призывами к всеобщему равенству, точно так же, как это делали большевики и другие грабители, ставившие целью привлечь сторонников лишь для того, чтобы добиться своих корыстных целей. Однако цели эти совсем не очевидны как в тексте Торы, так и в жизни. Потому тот факт, что мидраши учат нас вскрывать подспудное, понимать скрытые, не очевидные намерения — большое искусство жизни.

То, что Корах обвинял Моисея — «самого скромного человека на земле» в гордыне, захвате власти, является важным уроком. Когда человек судит других, он судит себя! Он в действительности проецирует себя на этих людей, и, осуждая их, он осуждает себя. Если хотите узнать человека, послушайте, что он говорит о других. То, что он гневно осуждает, зачастую присутствует в нем самом, то, что он прославляет, также является частью его. Равенство и всеобщая святость — не уравниловка, у каждого человека своя уникальная миссия в жизни, у каждого колена были свои уникальные задачи. Иерархия храмовой службы, да и всего еврейского народа, отражала эту идею. Кстати, важно упомянуть, что как бы ни были важны передаваемые по наследству привилегии и обязанности (коганим, левиты, царство), Кетер Шем Тов, корона доброго имени, которую заслуживает человек собственными усилиями, ВЫШЕ всего!

И последнее: некоторые комментаторы утверждают, что ошибка Кораха заключалась в том, что он не пришел к Моисею выразить свое мнение, задать вопрос, а поднял бунт. Но сам факт того, что у него был вопрос и свое мнение, не ставится ему в упрек, а наоборот, проблема в том, что свое мнение он не выразил и не инициировал обсуждение.

Если бы Корах действительно стремился познать истину, то он инициировал бы откровенный и честный спор с Моисеем, который мог бы превратиться в спор во имя Небес, подобный спору Шамая и Гилеля.


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Эпоха праотцев 8. Просьба Авраѓама о справедливом суде

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Радушие Авраѓама подчёркнуто и рядом деталей повествования Торы о приеме, оказанном путникам: побежал навстречу, сам выбрал теленка, чтобы заколоть и приготовить

Эпоха праотцев 9. Ицхак бен Авраѓам и сыновья Ѓагар

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

И встал Авраѓам рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Ѓагар, положив ей на плечи, и ребенка, и отослал ее. И пошла она, и заблудилась в пустыне Беэр Шева.