Из цикла «Чтобы понять и постичь», темы: Провидение, Цель творения, Награда и наказание, Тора и наука, Свобода выбора, Эволюция, Атеизм, Элиэзер Гервиц
Подобные вопросы волновали многих искренних и думающих людей. Трудно осознать, как справедливый Б-г может допустить несчастья, особенно если они обрушиваются на головы хороших людей, как события, контролируемые Б-гом, могут иногда выглядеть столь нечестными и несправедливыми. Как это Он позволил такие ужасы, как Крестовые походы и Катастрофа. Люди не находят удовлетворительных ответов на эти вопросы, поэтому они вообще начинают сомневаться в существовании Б-га.
Давайте подумаем, почему существующие многочисленные объяснения не убеждают сомневающихся. o Это происходит потому, что действия Б-га не могут быть полностью поняты людьми. У Б-га есть собственный план относительно человечества, в детали которого мы не посвящены. И хотя мы не можем осознать логически обусловленной причины каждого явления — хорошего или плохого, это еще не означает, что такой причины не существует. Человеку просто не дано предвидеть или всесторонне осмыслить происходящее с ним.
Особенно показательны случаи триумфа или трагедии. Мы предполагаем, что если некто становится богатым или получает работу, это награда; в то время как если человек беднее или заболевает, это наказание. Почему же награды не достаются исключительно соблюдающим мицвот, а наказания — исключительно тем, кто живет без веры? С человеческой точки зрения именно так и должно быть. Б-г, однако, имеет совершенно иную перспективу. То, что воспринимается человеком как награда, по прошествии времени может не оказаться таковой. То же касается и наказания. Трагедия одного поколения может для другого обернуться триумфом. Например, декрет Ахашвероша против евреев на первый взгляд показался им бедствием, но это заставило их молить Б-га о помощи, что, в свою очередь, привело к чудесному спасению. В ретроспективе несчастье сплотило евреев и оказалось подлинным благословением. Поэтому, если кажется, что катастрофа поражает евреев в то время, когда они полагают, что не заслужили этого, мы не должны сомневаться: трагедия является частью далеко идущего Б-жественного замысла и, в конце концов, обернется благодеянием. История похожа на штрих-пунктирную линию, и когда ее рассматривают вблизи, не имеет очевидного смысла, но на расстоянии представляет законченную логическую картину.
То же происходит и в жизни отдельных людей. Человек способен ошибаться, рассуждая о награде и наказании. Деньги могут показаться величайшей наградой. Конечно, они помогают человеку жить с большим комфортом. Однако, в конце концов, они могут оказаться и проклятьем: спровоцировать воров, посеять зависть, ввергнуть в грех. Слава, которая кажется столь желанной, может вознести личность. Однако ее оборотной стороной могут быть потеря покоя, уединенности, психологические стрессы и глубокие несчастья. Говард Хьюз, Мэрелин Монро, Элвис Пресли и другие, достигшие вершин славы и богатства, ушли из жизни сломленными и несчастными. Не достигшие такой популярности закончили свою жизнь более счастливо, т. е. были богаче, хотя не всегда так думали.
Кроме того, некоторые награды и наказания не видимы человеку в этом мире. Согласно еврейской традиции наш мир это только ступенька, ведущая к будущему миру (Олам Аба), где праведники и грешники получат по заслугам. В этом мире праведники иногда получают наказание за отдельные грехи, а грешники радуются небольшим вознаграждениям за малую толику хороших дел, но каждый получит полную меру за все свои деяния в Мире Грядущем.
Боль, болезни и страдания тоже не всегда означают наказание. Рассмотрим случай, когда некто не способен чувствовать боль. Это может показаться благословением, однако такой человек никогда не узнает, что опасно, а что нет, решит, что можно сунуть руку в огонь, и в результате потеряет руку. Боль — существенное звено в процессе познания, т. к. она указывает человеку, чего следует избегать. Иногда даже страдание полезно, причем не только как наказание для тех, кто его заслужи-вает, но и как способ заставить человека ценить жизнь без страдания. Заболевшие или получившие увечье раньше воспринимали здоровье как нечто само собой разумеющееся. Только теперь они начинают ценить дар Б-га, который прежде воспринимали как должное.
Не следует забывать, что никто никогда не может быть уверен в своей праведности и требовать поощрения. Судит только Б-г, а не человек. Иногда те, кто кажутся нам хорошими людьми, руководствуются нечистыми побуждениями или неверными целями. Только Б-г знает, кто чего в действительности заслуживает. От людей, предрасположенных к хорошим поступкам, т. е. воспитанных с любовью и заботой, ждут большего. Если они грешат, их могут наказать более сурово, чем других людей. Моше Рабейну совершил, казалось бы, лишь один проступок, ударив посохом о скалу, вместо того чтобы добыть воду словом. Однако он был жестоко наказан за это: его мечта войти в Святую Землю не сбылась. Наконец, следует подчеркнуть, что человек обладает сво-бодой воли. В контексте нашей темы это положение имеет двойной смысл. Во-первых, если бы наказание и награда следовали незамедлительно, человек потерял бы свободу воли. Он был бы подобен подопытному животному, которое заставляют поступать определенным образом, поощряя и наказывая. Если бы сразу после надевания тфилин человек получал сто долларов, выполнение мицвы потеряло бы свое значение. Человек надевал бы тфилин не потому, что он действительно хочет служить Б-гу, но ради денег. Подобно тому, если бы у человека случался сердечный приступ каждый раз, когда он совершал грех, он бы прекратил грешить, но не из страха перед Б-гом, а из боязни сердечного приступа. Человек превратился бы в животное с условными рефлексами, действующее, скорее, как робот, а не как свободное человеческое существо. А это совсем не то, что имел в виду Всемогущий, создавая человека. Следовательно, наказание и награда не могут быть автоматическими.
Свобода воли означает также, что человек волен сделать других счастливыми или заставить их страдать. Войны и пытки — не естественные явления, их изобрели люди. Человек может улучшить этот мир и уменьшить страдание в нем, однако слишком часто он использует свободу воли, чтобы причинять вред. Для нас очевидно, что всемогущий Б-г не навлекает напасти на человека или целый народ без причины. Человек не всегда способен осознать Б-жественные резоны, не в состоянии предвидеть течение исторических событий и узнать, что случится в Олам Аба, и, соответственно, оценить происходящее. Все это находится в компетенции Б-га. Быть может, когда-нибудь Он откроет человеку тайну Своего Провидения. А до тех пор человеку подобает верить, что все дела Ашема справедливы, даже если это не очевидно в настоящий момент. Что бы ни происходило, Б-г остается совершенным. Таково определение Б-га.
Резюме первой части
В первой части этой книги мы рассуждали о Б-ге и Его путях.
Мы отметили, что человек со своим конечным разумом не в состоянии полностью познать безграничную и всеобъемлющую Б-жественную сущность. Мы рассмотрели проявления Творца в природе, в строении мира и его обитателей. Это привело нас к заключению, что Б-г несомненно существует. Никто другой не смог бы создать мир из ничего, никто другой не смог бы заставить его действовать так эффективно, и никто другой не был бы способен создать такое сложное творение, как человек. Мы обратились к эволюционной теории и нашли, что она обладает целым рядом неустранимых пороков. Она не объясняет происхождение первичной материи и не может объяснить удивительную гармонию в природе. Тот факт, что всему живому внутренне присуща борьба за существование, подчеркивает значимость жизни — важной детали Б-жественного плана Творения.
Несмотря на очевидность существования Б-га, Он не хочет являть Свое присутствие более заметным явным образом, чтобы сохранить свободу воли в человеке, которая отличает человека от животного. Возможно, именно поэтому на наших глазах не происходят явные чудеса, и награда и наказание не следуют за поступками автоматически. Тем не менее истинным последователям веры события и черты современного мира дают массу доказательств того, что Б-г все еще проявляет заботу о мире и управляет им. Эти люди верят в Б-га, руководствуясь свободным выбором, а не привычкой или угрызениями совести. Именно этого и хочет Б-г. Сделанные выводы порождают новые вопросы. Какова цель Б-га в создании мира? Каков Б-жественный план для человечества? Какая роль отведена евреям в этом плане?
Все это приводит нас к мыслям о евреях. Этот народ называется Б-гоизбранным. Но что они собой представляют и в чем смысл их избрания? Что такое их Тора и какова их миссия в жизни?
Эти вопросы мы рассмотрим в следующей главе.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?