Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Почему не воздается праведникам немедленная награда, а грешникам — наказание?

Почему существуют страдание и боль?

Подобные вопросы волновали многих искренних и думающих людей. Трудно осознать, как справедливый Б-г может допустить несчастья, особенно если они обрушиваются на головы хороших людей, как события, контролируемые Б-гом, могут иногда выглядеть столь нечестными и несправедливыми. Как это Он позволил такие ужасы, как Крестовые походы и Катастрофа. Люди не находят удовлетворительных ответов на эти вопросы, поэтому они вообще начинают сомневаться в существовании Б-га.

Давайте подумаем, почему существующие многочисленные объяснения не убеждают сомневающихся. o Это происходит потому, что действия Б-га не могут быть полностью поняты людьми. У Б-га есть собственный план относительно человечества, в детали которого мы не посвящены. И хотя мы не можем осознать логически обусловленной причины каждого явления — хорошего или плохого, это еще не означает, что такой причины не существует. Человеку просто не дано предвидеть или всесторонне осмыслить происходящее с ним.

Особенно показательны случаи триумфа или трагедии. Мы предполагаем, что если некто становится богатым или получает работу, это награда; в то время как если человек беднее или заболевает, это наказание. Почему же награды не достаются исключительно соблюдающим мицвот, а наказания — исключительно тем, кто живет без веры? С человеческой точки зрения именно так и должно быть. Б-г, однако, имеет совершенно иную перспективу. То, что воспринимается человеком как награда, по прошествии времени может не оказаться таковой. То же касается и наказания. Трагедия одного поколения может для другого обернуться триумфом. Например, декрет Ахашвероша против евреев на первый взгляд показался им бедствием, но это заставило их молить Б-га о помощи, что, в свою очередь, привело к чудесному спасению. В ретроспективе несчастье сплотило евреев и оказалось подлинным благословением. Поэтому, если кажется, что катастрофа поражает евреев в то время, когда они полагают, что не заслужили этого, мы не должны сомневаться: трагедия является частью далеко идущего Б-жественного замысла и, в конце концов, обернется благодеянием. История похожа на штрих-пунктирную линию, и когда ее рассматривают вблизи, не имеет очевидного смысла, но на расстоянии представляет законченную логическую картину.

То же происходит и в жизни отдельных людей. Человек способен ошибаться, рассуждая о награде и наказании. Деньги могут показаться величайшей наградой. Конечно, они помогают человеку жить с большим комфортом. Однако, в конце концов, они могут оказаться и проклятьем: спровоцировать воров, посеять зависть, ввергнуть в грех. Слава, которая кажется столь желанной, может вознести личность. Однако ее оборотной стороной могут быть потеря покоя, уединенности, психологические стрессы и глубокие несчастья. Говард Хьюз, Мэрелин Монро, Элвис Пресли и другие, достигшие вершин славы и богатства, ушли из жизни сломленными и несчастными. Не достигшие такой популярности закончили свою жизнь более счастливо, т. е. были богаче, хотя не всегда так думали.

Кроме того, некоторые награды и наказания не видимы человеку в этом мире. Согласно еврейской традиции наш мир это только ступенька, ведущая к будущему миру (Олам Аба), где праведники и грешники получат по заслугам. В этом мире праведники иногда получают наказание за отдельные грехи, а грешники радуются небольшим вознаграждениям за малую толику хороших дел, но каждый получит полную меру за все свои деяния в Мире Грядущем.

Боль, болезни и страдания тоже не всегда означают наказание. Рассмотрим случай, когда некто не способен чувствовать боль. Это может показаться благословением, однако такой человек никогда не узнает, что опасно, а что нет, решит, что можно сунуть руку в огонь, и в результате потеряет руку. Боль — существенное звено в процессе познания, т. к. она указывает человеку, чего следует избегать. Иногда даже страдание полезно, причем не только как наказание для тех, кто его заслужи-вает, но и как способ заставить человека ценить жизнь без страдания. Заболевшие или получившие увечье раньше воспринимали здоровье как нечто само собой разумеющееся. Только теперь они начинают ценить дар Б-га, который прежде воспринимали как должное.

Не следует забывать, что никто никогда не может быть уверен в своей праведности и требовать поощрения. Судит только Б-г, а не человек. Иногда те, кто кажутся нам хорошими людьми, руководствуются нечистыми побуждениями или неверными целями. Только Б-г знает, кто чего в действительности заслуживает. От людей, предрасположенных к хорошим поступкам, т. е. воспитанных с любовью и заботой, ждут большего. Если они грешат, их могут наказать более сурово, чем других людей. Моше Рабейну совершил, казалось бы, лишь один проступок, ударив посохом о скалу, вместо того чтобы добыть воду словом. Однако он был жестоко наказан за это: его мечта войти в Святую Землю не сбылась. Наконец, следует подчеркнуть, что человек обладает сво-бодой воли. В контексте нашей темы это положение имеет двойной смысл. Во-первых, если бы наказание и награда следовали незамедлительно, человек потерял бы свободу воли. Он был бы подобен подопытному животному, которое заставляют поступать определенным образом, поощряя и наказывая. Если бы сразу после надевания тфилин человек получал сто долларов, выполнение мицвы потеряло бы свое значение. Человек надевал бы тфилин не потому, что он действительно хочет служить Б-гу, но ради денег. Подобно тому, если бы у человека случался сердечный приступ каждый раз, когда он совершал грех, он бы прекратил грешить, но не из страха перед Б-гом, а из боязни сердечного приступа. Человек превратился бы в животное с условными рефлексами, действующее, скорее, как робот, а не как свободное человеческое существо. А это совсем не то, что имел в виду Всемогущий, создавая человека. Следовательно, наказание и награда не могут быть автоматическими.

Свобода воли означает также, что человек волен сделать других счастливыми или заставить их страдать. Войны и пытки — не естественные явления, их изобрели люди. Человек может улучшить этот мир и уменьшить страдание в нем, однако слишком часто он использует свободу воли, чтобы причинять вред. Для нас очевидно, что всемогущий Б-г не навлекает напасти на человека или целый народ без причины. Человек не всегда способен осознать Б-жественные резоны, не в состоянии предвидеть течение исторических событий и узнать, что случится в Олам Аба, и, соответственно, оценить происходящее. Все это находится в компетенции Б-га. Быть может, когда-нибудь Он откроет человеку тайну Своего Провидения. А до тех пор человеку подобает верить, что все дела Ашема справедливы, даже если это не очевидно в настоящий момент. Что бы ни происходило, Б-г остается совершенным. Таково определение Б-га.

Резюме первой части

В первой части этой книги мы рассуждали о Б-ге и Его путях.

Мы отметили, что человек со своим конечным разумом не в состоянии полностью познать безграничную и всеобъемлющую Б-жественную сущность. Мы рассмотрели проявления Творца в природе, в строении мира и его обитателей. Это привело нас к заключению, что Б-г несомненно существует. Никто другой не смог бы создать мир из ничего, никто другой не смог бы заставить его действовать так эффективно, и никто другой не был бы способен создать такое сложное творение, как человек. Мы обратились к эволюционной теории и нашли, что она обладает целым рядом неустранимых пороков. Она не объясняет происхождение первичной материи и не может объяснить удивительную гармонию в природе. Тот факт, что всему живому внутренне присуща борьба за существование, подчеркивает значимость жизни — важной детали Б-жественного плана Творения.

Несмотря на очевидность существования Б-га, Он не хочет являть Свое присутствие более заметным явным образом, чтобы сохранить свободу воли в человеке, которая отличает человека от животного. Возможно, именно поэтому на наших глазах не происходят явные чудеса, и награда и наказание не следуют за поступками автоматически. Тем не менее истинным последователям веры события и черты современного мира дают массу доказательств того, что Б-г все еще проявляет заботу о мире и управляет им. Эти люди верят в Б-га, руководствуясь свободным выбором, а не привычкой или угрызениями совести. Именно этого и хочет Б-г. Сделанные выводы порождают новые вопросы. Какова цель Б-га в создании мира? Каков Б-жественный план для человечества? Какая роль отведена евреям в этом плане?

Все это приводит нас к мыслям о евреях. Этот народ называется Б-гоизбранным. Но что они собой представляют и в чем смысл их избрания? Что такое их Тора и какова их миссия в жизни?

Эти вопросы мы рассмотрим в следующей главе.

с разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.