Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Цельность действий свидетельствует о цельности характера»Вавилонский Талмуд
Цицит являются не просто деталью одежды, а средством для памяти о заповедях и последующего их исполнения. Неслучайно также цицит сравнивают с царской печатью.

Наша недельная глава заканчивается заповедью о кистях цицит: «Дабы помнили вы и исполняли все заповеди мои и были святы перед вашим Б-гом». Талмуд объясняет, что при виде цицит евреи будут вспоминать о заповедях, а память о заповедях приведет к их исполнению. Согласно комментарию Раши, числовое значение слова «цицит» — 600; прибавив к ним 8 нитей и пять узлов, мы получим число 613, по количеству заповедей.

В кисти цицит полагалось вплетать белые и голубые нити. Со временем секрет изготовления особой краски «тхелет» был утерян, и поэтому сегодня кисти цицит — белоснежные. Заметим, что краска «тхелет» была довольно дорогой, и некоторые евреи носили цицит, сплетенные из одних лишь белых нитей. Тем же, кто не носил цицит вообще, полагалось строгое наказание.

Причина этому объясняется в талмудическом трактате «Менахот». Там приводится притча о царе, который отдавал приказы рабам. Одному он приказал принести глиняную печать. Второй же должен был принести царскую печать из золота.

В результате ни тот, ни другой не выполнили приказ. Первого раба царь наказал гораздо строже. А всё потому, что раздобыть глиняную печать было гораздо легче, чем золотую. Пользуясь аналогией, раздобыть белые нити для цицит было легко, стоили они дешево. А к тому, кто нарушает легкую заповедь, претензий гораздо больше.

Но почему Талмуд сравнивает цицит с царской печатью, а евреев — с рабами? Этот вопрос волновал авторов комментария «Тосафот» к Талмуду. Из их объяснений следует, что кисти цицит действительно являются царской печатью — печатью Вс-вышнего, Царя царей. А преданные Б-гу евреи — его верные рабы.Еще одна притча приводится в мидраше на книгу «Бамидбар». Капитан корабля увидел в море человека, который отчаянно боролся за свою жизнь. Опытный морской волк бросил утопающему веревку и крикнул: «Держись! Если отпустишь — утонешь!»

Так и заповеди Творца являются той самой веревкой, которая не позволяет человеку утонуть в мире страстей. Как сказано: «И не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас».

Пусть же Вс-вышний поможет всем нам тщательно исполнять Его заповеди и одерживать победу в нескончаемых поединках между душой и материей. А заповеданные Творцом кисти цицит пусть напоминают нам о принадлежности к избранному Им народу.


Сегодня слово «содом» стало синонимом греха, разврата и морального разложения. Жители Сдома, Аморы и соседних городов настолько погрязли в своих грехах, что навлекли на себя большой гнев Всевышнего. Тора говорит, что Б-г «опрокинул» эти города. И если до катастрофы это место было одним из самых изобильных и благоприятных для жизни, то теперь даже озеро, которое образовалось в ходе катаклизма, называется Мертвым — как будто нам в назидание... Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?