Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всё, что ты видишь в этом мире, всё, что есть в этом мире, всё это — чтобы поставить тебя перед выбором и испытать»Раби Нахман из Бреслава
Цицит являются не просто деталью одежды, а средством для памяти о заповедях и последующего их исполнения. Неслучайно также цицит сравнивают с царской печатью.

Наша недельная глава заканчивается заповедью о кистях цицит: «Дабы помнили вы и исполняли все заповеди мои и были святы перед вашим Б-гом». Талмуд объясняет, что при виде цицит евреи будут вспоминать о заповедях, а память о заповедях приведет к их исполнению. Согласно комментарию Раши, числовое значение слова «цицит» — 600; прибавив к ним 8 нитей и пять узлов, мы получим число 613, по количеству заповедей.

В кисти цицит полагалось вплетать белые и голубые нити. Со временем секрет изготовления особой краски «тхелет» был утерян, и поэтому сегодня кисти цицит — белоснежные. Заметим, что краска «тхелет» была довольно дорогой, и некоторые евреи носили цицит, сплетенные из одних лишь белых нитей. Тем же, кто не носил цицит вообще, полагалось строгое наказание.

Причина этому объясняется в талмудическом трактате «Менахот». Там приводится притча о царе, который отдавал приказы рабам. Одному он приказал принести глиняную печать. Второй же должен был принести царскую печать из золота.

В результате ни тот, ни другой не выполнили приказ. Первого раба царь наказал гораздо строже. А всё потому, что раздобыть глиняную печать было гораздо легче, чем золотую. Пользуясь аналогией, раздобыть белые нити для цицит было легко, стоили они дешево. А к тому, кто нарушает легкую заповедь, претензий гораздо больше.

Но почему Талмуд сравнивает цицит с царской печатью, а евреев — с рабами? Этот вопрос волновал авторов комментария «Тосафот» к Талмуду. Из их объяснений следует, что кисти цицит действительно являются царской печатью — печатью Вс-вышнего, Царя царей. А преданные Б-гу евреи — его верные рабы.Еще одна притча приводится в мидраше на книгу «Бамидбар». Капитан корабля увидел в море человека, который отчаянно боролся за свою жизнь. Опытный морской волк бросил утопающему веревку и крикнул: «Держись! Если отпустишь — утонешь!»

Так и заповеди Творца являются той самой веревкой, которая не позволяет человеку утонуть в мире страстей. Как сказано: «И не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас».

Пусть же Вс-вышний поможет всем нам тщательно исполнять Его заповеди и одерживать победу в нескончаемых поединках между душой и материей. А заповеданные Творцом кисти цицит пусть напоминают нам о принадлежности к избранному Им народу.


Через Моше Всевышний осуществил спасение евреев из Египта, передал на горе Синай Тору, которая так и называется — «Торат Моше», Тора Моисея. Еврейская традиция говорит, что Моше был первым человеком, достигшим абсолютного совершенства, а следующим будет Машиах (Мессия). Читать дальше

Почему Моше провел 40 дней на горе Синай?

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Мудрецы сравнивают Моше с человеческим зародышем, который не ест и не пьет 40 дней. Этот период требуется для возникновения нового существа. В случае с Моше рабейну — для постижения Б-жественной Торы.

Моше бен Амрам. Возвращение в Египет и десять казней

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.

Моше бен Амрам. На пути к Святой Земле

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

После подсчета евреев Моше приказывает левитам собрать шатер и готовиться к походу. Моше обращается к Итро, но тот отказывается продолжить путь.

Месяц Адар

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

С наступлением Адара преумножают веселье