Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И возлюби Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей»Тора, Дварим 6, 5
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

1. Надо приучить себя к отправлению естественных надобностей каждое утро и каждый вечер, так как тело должно быть чистым, чтобы быть всегда готовым к служению Вс-вышнему. Если человек не может облегчиться (когда пришло время), пусть пройдет 4 ама, сядет, встанет и снова сядет, пока не облегчится, или пусть перестанет отвлекаться на посторонние мысли. Человек, не отправляющий естественных надобностей, когда ощущает в этом потребность, нарушает запрет из Торы, как сказано: «Не оскверняйте душ ваших»1. А если он удерживается от того, чтобы помочиться, когда испытывает в этом потребность — он нарушает также запрет: «Да не будет у тебя удерживающегося».

2. В туалете следует вести себя скромно. Следует сначала сесть, а потом уже обнажаться; и даже в этом случае не следует обнажаться больше, чем необходимо для того, чтобы не запачкать одежду. И этого правила следует придерживаться ночью так же, как и днем.

Если человек отправляет естественные надобности в открытом месте, следует сесть так, чтобы лицо было обращено к югу, а спина к северу, или наоборот2. По возможности следует остерегаться садиться лицом или спиной по направлению к Иерусалиму и Храмовой горе. Если же там, где человек находится, есть какая-либо перегородка, он может сесть лицом в любую сторону, лишь бы спиной к перегородке3.

Однако мочиться можно в любую сторону.

Нельзя испражняться в чьем бы то ни было присутствии. Даже в присутствии нееврея это запрещено. Однако мочиться при необходимости разрешается даже днем и в людном месте, если это необходимо, так как задержка мочеиспускания чревата большой опасностью. Но, тем не менее, следует отойти в сторону.

3. Нельзя испражняться стоя, и нельзя чрезмерно тужиться, во избежание выпадения прямой кишки. Прежде, чем выйти из туалета, следует убедиться, что нужды в отправлении естественных надобностей больше нет. Мочась стоя, надо стараться не забрызгать свою одежду и обувь. И необходимо очень остерегаться держать руками место обрезания (и см. ниже, глава 151).

4. Находясь в туалете, нельзя думать ни о чем, что связано с Торой (как будет сказано ниже, глава 5, параграф 2). Поэтому лучше сего в это время занять свои мысли деловыми или финансовыми вопросами, чтобы не начать думать о Торе или о запрещенных вещах, Б-же упаси. В Шаббат же, когда думать о делах запрещено, следует вспомнить о чем-то удивительном, недавно виденном или слышанном, и т.д.

5. Следует тщательно вытереться, поскольку, если на теле осталось хоть сколько-нибудь нечистот, запрещается произносить что бы то ни было, связанное со святостью (как будет сказано ниже, глава 5, параграф 3). Нельзя вытираться правой рукой, потому что ею накладывают тфиллин; по этой же причине запрещено пользоваться средним пальцем левой руки, так как вокруг него обматывают ремень тфиллин. А левша пусть пользуется своей левой рукой, то есть той, которая у остальных людей правая.

6. Каждый раз после отправления естественных надобностей делают нетилат ядаим и произносят благословение «Ашер Яцар» («…Который создал…»)4 . Если человек после отправления большой или малой нужды забыл произнести это благословение, то в следующий раз, когда он выйдет из туалета, ему достаточно произнести это благословение только один раз.

Тот, кто принял слабительное, не должен произносить благословение «ашер яцар» каждый раз после посещения туалета — это следует сделать лишь один раз5, по окончании действия лекарства.


1 Если он не чувствует настоятельной необходимости сходить в туалет, а просто ощущает небольшое неудобство — с этим не связан запрет «Не оскверняйте…». Удерживающийся ради того, чтобы не опозориться (пока не найдет подходящего места и т.д.) не нарушает запрета.

2 А некоторые говорят, что наоборот нельзя, и надо следить за тем, чтобы так не делать.

3 Если перегородка стоит на восток от него — а тогда обнаженный срам спереди обращен на запад — не следует так поступать, если это возможно. А по высоте перегородка должна быть по меньшей мере такой, чтобы срам не был виден.

4 Если у него нет воды: если он дотронулся до тела, очищает руки любым очищающим материалом и благословляет. Если не дотронулся до тела — может благословлять, не очищая рук. И см. в конце главы 2 и в примечаниях 9 и 10 к этой главе.

5 По мнению МБ, он должен благословлять каждый раз; только если он сразу чувствует, что ему нужно в туалет еще раз, ему запрещено благословлять, поскольку тело его нечисто.


Глава повествует о перипетиях в жизни праотца Яакова: о знаменитой «лестнице в небо» — пророческом сне Яакова, о его встрече с Рахель, пребывании Яакова в доме Лавана, женитьбе и рождении детей, будущих прародителей колен Израилевых. Читать дальше

Недельная глава Ваеце

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Исток»

Избранные комментарии на недельную главу Ваеце

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.

Все, что произошло между Яаковом и Эсавом, произошло затем между потомками Эсава и потомками Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.

Четыре жены Яакова

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.