Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Даже если мы согласны с тем, что Б-г сотворил мир, откуда мы знаем, что Он все еще управляет им?

А если это так, то почему Он не подтверждает Свое присутствие, например, чудом?

Признав, что Б-г сотворил мир с определенной целью, бессмысленно предполагать, что Он прекратил все контакты с ним, т. к. в этом случае акт Творения был бы не чем иным, как простой прихотью.

Начало книги Берешит подчеркивает заинтересованность Ашема в том, чтобы мир был максимально совершенным: «И увидел Б-г, что это хорошо». Неужто Всемогущий приложил столько усилий, создавая мир, чтобы покинуть его?

Тора свидетельствует, что Ашем не покинул наш мир. Множество чудес: рассечение Красного моря, Десять египетских казней, дарование Торы на горе Синай, — подтверждают участие Б-га в земных делах. Тора рассказывает также и о многочисленных встречах избранников (Авраам, Ицхак, Яаков, Моше и др.) с Б-гом, о Б-жест венном в святом Мишкане (Скинии), а позже — в Бейт Амикдаше (Святом Храме).

Возможны вопросы, почему Б-г не занимает столь же активной позиции в современных земных делах? Почему в наше время нет подобных очевидных чудес, как во времена Моше Рабейну или Иеошуа? Почему Он не делает свое присутствие более очевидным?

Данная нам Б-гом логика приводит к заключению, что частое явление чудес помешало бы планам Ашема. Одно из основных испытаний для человека это принятие решения, верить или не верить в Б-га. Тот, кто выбирает веру, вместе с тем принимает и Его заветы морали и милосердия; тот, кто не верит в Б-га, отвергает их. Этот выбор, как мы видим, оказывает огромное влияние на все человеческое поведение.

Такое решение не должно быть вынужденным. Оно должно опираться на свободу человеческой воли, в этом его истинная ценность.

Б-г не желает заставлять человека верить, Его не устраивает следование слепым инстинктам, неспособность к независимым решениям. Неслучайно Он сотворил человека по Своему образу и подобию, даровав тому свободу воли. Может быть, это также помогает объяснить, почему Ашем не раскрывает Себя более явным образом в современном мире. Если бы чудеса стали банальностью и Б-жественное присутствие — неоспоримым, у человека не оставалось бы другого выбора, кроме признания Б-жественного управления миром. В давние времена, когда мир утратил саму идею Б-га, чудеса были необходимы, в первую очередь, для того, чтобы евреи захотели принять Его власть. С достижением этой цели Б-г позволял чувствовать Свое присутствие не так явно, давая, однако, достаточно доказательств, чтобы удовлетворить истинных своих приверженцев.

Что же это за признаки Б-жественного присутствия? История помогает постичь некоторые из них. Например, кое-кто может заявить, что события Пурима — результат действий человека, а не Б-га. Тем не менее последовательность событий: казнь Вашти, выбор еврейки Эстер в качестве царицы, раскрытие Мордехаем покушения на Ахашвероша, окончательное падение Амана и возвеличивание Мордехая — слишком упорядоченна, чтобы быть простой цепью совпадений. Евреи молили Б-га о помощи, и — невероятно! — они увидели своего врага поверженным, а своего защитника — занявшим почетнейший пост. Море не отступило и земля не разверзлась — Б-г действовал в контексте естественных событий, но тем не менее Его спасительная десница была видна всем, кто хотел ее увидеть.

Подобные скрытые чудеса — нисим нистарим — повторялись неоднократно. Мы видим евреев, неожиданно спасшихся от врагов (так атакующие армии Санхерива были внезапно охвачены болезнью и должны были отступить от Иерусалима), и, напротив, евреев, наказанных за беспричинную вражду, которая привела к разрушению Второго Храма. Величайшим из чудес можно считать факт существования евреев сегодня. По всем историческим законам малочисленный преследуемый и зачастую бездомный еврейский народ должен был исчезнуть с исторической сцены много веков назад. Однако он не только выжил, но остался в центре внимания всего мира. В наши дни события на Ближнем Востоке оказывают влияние на течение мировых событий, а еще несколько лет назад проблемы евреев Советского Союза сказывались на взаимоотношениях Запада и Востока.

Сегодня евреи во многих странах современного мира живут, все еще следуя вере своих праотцев. Если бы не защита Б-га, как бы они выжили после стольких веков преследований? Единственным ответом на это является то, что Б-г, должно быть, активно их защищает. Следовательно, Он не может быть не вовлечен в дела нашего мира.

Подобно тому как присутствие Б-га прозревается на уровне нации, оно ощущается и на уровне личности. Существует огромное количество людей, которые свой индивидуальный жизненный опыт расценивают как «сверхъестественный». Случаи спасения вопреки всем злоключениям или любая неожиданная награда могут рассматриваться как деяние Б-га. Такие примеры мы называем ашгаха пратит или Б-жественным вмешательством в жизнь человека. Что же такое «счастливый случай» как не ашгаха пратит?

На ежедневные чудеса природы мы, в силу привычки, не обращаем никакого внимания. Такие явления, как восход солнца, смена времен года, деторождение действительно экстраординарны. Те, кто всерьез задумается над этими процессами, придут к заключению, что они обусловлены Высшим Существом и что без Его постоянного руководства они не могли бы продолжать свое существование. Даже самый эффективный завод прекратит работу, если его надолго оставить без управления.

Так история, природа и даже жизнь каждого из нас позволяют понять, что Ашем столь же вовлечен в дела современного нам мира, как и прежде. На этом основании Б-г и призывает нас построить свою Веру.

с разрешения издательства Швут Ами


9 Ава были разрушены и Первый, и Второй Иерусалимские Храмы. Эта дата стала наиболее трагическим днем в еврейском календаре. О значении, которое играл Храм, и о самой трагедии разрушения Храма — в данной теме. Читать дальше

История еврейского народа 33. Разрушение Храма

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Раби Йоханан бен Заккай

Рав Цви Вассерман

Раби Йоханан бен Заккай прожил 120 лет. Сорок лет он занимался торговыми делами, сорок лет учился и сорок лет обучал других. Ни разу за всю свою жизнь не вел он пустого разговора, четырех локтей не про­шел без учения... При встрече он первый приветствовал каждого, даже иноплеменника.

Смысл дня 17 Тамуза

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пять трагических событий произошли 17-го Тамуза