Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Любопытный вопрос: в самой Торе неоднократно говорится о том, что у Б-га есть сыновья; почему тогда вы, евреи, ополчились на того, кто назвал себя Сыном Б-жьим?

Отвечаем: мы не ополчились. Просто, одно дело — имя, а другое — как говорится, факт биографии. Вот вам пример: известно, что дочь фараона, которая извлекла колыбельку с младенцем Моше из Нила и стала ему приемной матерью, выбрала себе имя Батья, что означает «дочь Всевышнего». Дочь — в том смысле, что приняла на себя веру в Творца мира. Согласно Агаде, Батья (в ашкеназской транскрипции — Бася) ушла с евреями во время их Исхода из Египта. При этом никому не приходило в голову подозревать ее в «б-жественном происхождении».

Тора действительно говорит (см. Берешит 6:2,4) о «сыновьях Б-га», бней-Аэлоким, но подразумевает при этом вполне земные создания, потомков Шета, которые брали себе в жены «дочерей человеческих», бнот-аадам, происходивших от Каина. (И Шет, и Каин — сыновья Адама). Люди, родившиеся от этих браков, довели человечество до Потопа.

Очень часто Тора словом элоим, что в принципе означает «сила», называет судей (см., например, Шмот 21:6). Поэтому бней-элоим может указывать на судей, повелителей (см., например, Теилим 82:6) или на еврейского царя (см. Шмуэль 2, 7:14, где пророк Натан передает царю Давиду от имени Всевышнего: «Я буду ему отцом, а он Мне сыном»).

Утверждать, что у Всевышнего могут быть дети, что называется, «во плоти», значит не понимать основ еврейской веры в Творца, значит упрощать идею Б-жественного, вульгаризировать ее и приземлять.


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше

Десять знаков того, что Авраам достиг уровня разумной души

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Лех Леха 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Лот, дочери и сыновья. Недельная глава Лех Леха

р. Ури Калюжный

Лот не был праведником, мягко говоря. Он поселился в Сдоме, столице грешников. Почему же Всевышний решил спасти его от участи других горожан? И почему Лот так неадекватно повел себя после спасения?

Избранные комментарии на недельную главу «Лех Леха»

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.