Темы: Христианство, Иврит, Реувен Пятигорский, Качества Творца
Любопытный вопрос: в самой Торе неоднократно говорится о том, что у Б-га есть сыновья; почему тогда вы, евреи, ополчились на того, кто назвал себя Сыном Б-жьим?
Отвечаем: мы не ополчились. Просто, одно дело — имя, а другое — как говорится, факт биографии. Вот вам пример: известно, что дочь фараона, которая извлекла колыбельку с младенцем Моше из Нила и стала ему приемной матерью, выбрала себе имя Батья, что означает «дочь Всевышнего». Дочь — в том смысле, что приняла на себя веру в Творца мира. Согласно Агаде, Батья (в ашкеназской транскрипции — Бася) ушла с евреями во время их Исхода из Египта. При этом никому не приходило в голову подозревать ее в «б-жественном происхождении».
Тора действительно говорит (см. Берешит 6:2,4) о «сыновьях Б-га», бней-Аэлоким, но подразумевает при этом вполне земные создания, потомков Шета, которые брали себе в жены «дочерей человеческих», бнот-аадам, происходивших от Каина. (И Шет, и Каин — сыновья Адама). Люди, родившиеся от этих браков, довели человечество до Потопа.
Очень часто Тора словом элоим, что в принципе означает «сила», называет судей (см., например, Шмот 21:6). Поэтому бней-элоим может указывать на судей, повелителей (см., например, Теилим 82:6) или на еврейского царя (см. Шмуэль 2, 7:14, где пророк Натан передает царю Давиду от имени Всевышнего: «Я буду ему отцом, а он Мне сыном»).
Утверждать, что у Всевышнего могут быть дети, что называется, «во плоти», значит не понимать основ еврейской веры в Творца, значит упрощать идею Б-жественного, вульгаризировать ее и приземлять.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?