Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Любопытный вопрос: в самой Торе неоднократно говорится о том, что у Б-га есть сыновья; почему тогда вы, евреи, ополчились на того, кто назвал себя Сыном Б-жьим?

Отвечаем: мы не ополчились. Просто, одно дело — имя, а другое — как говорится, факт биографии. Вот вам пример: известно, что дочь фараона, которая извлекла колыбельку с младенцем Моше из Нила и стала ему приемной матерью, выбрала себе имя Батья, что означает «дочь Всевышнего». Дочь — в том смысле, что приняла на себя веру в Творца мира. Согласно Агаде, Батья (в ашкеназской транскрипции — Бася) ушла с евреями во время их Исхода из Египта. При этом никому не приходило в голову подозревать ее в «б-жественном происхождении».

Тора действительно говорит (см. Берешит 6:2,4) о «сыновьях Б-га», бней-Аэлоким, но подразумевает при этом вполне земные создания, потомков Шета, которые брали себе в жены «дочерей человеческих», бнот-аадам, происходивших от Каина. (И Шет, и Каин — сыновья Адама). Люди, родившиеся от этих браков, довели человечество до Потопа.

Очень часто Тора словом элоим, что в принципе означает «сила», называет судей (см., например, Шмот 21:6). Поэтому бней-элоим может указывать на судей, повелителей (см., например, Теилим 82:6) или на еврейского царя (см. Шмуэль 2, 7:14, где пророк Натан передает царю Давиду от имени Всевышнего: «Я буду ему отцом, а он Мне сыном»).

Утверждать, что у Всевышнего могут быть дети, что называется, «во плоти», значит не понимать основ еврейской веры в Творца, значит упрощать идею Б-жественного, вульгаризировать ее и приземлять.


Пророк Моше в своей прощальной, напутственной речи, дает народу важные указания относительно судей и судебной системы, царя и многого другого. Читать дальше