Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Истоки»

Любопытный вопрос: в самой Торе неоднократно говорится о том, что у Б-га есть сыновья; почему тогда вы, евреи, ополчились на того, кто назвал себя Сыном Б-жьим?

Отвечаем: мы не ополчились. Просто, одно дело — имя, а другое — как говорится, факт биографии. Вот вам пример: известно, что дочь фараона, которая извлекла колыбельку с младенцем Моше из Нила и стала ему приемной матерью, выбрала себе имя Батья, что означает «дочь Всевышнего». Дочь — в том смысле, что приняла на себя веру в Творца мира. Согласно Агаде, Батья (в ашкеназской транскрипции — Бася) ушла с евреями во время их Исхода из Египта. При этом никому не приходило в голову подозревать ее в «б-жественном происхождении».

Тора действительно говорит (см. Берешит 6:2,4) о «сыновьях Б-га», бней-Аэлоким, но подразумевает при этом вполне земные создания, потомков Шета, которые брали себе в жены «дочерей человеческих», бнот-аадам, происходивших от Каина. (И Шет, и Каин — сыновья Адама). Люди, родившиеся от этих браков, довели человечество до Потопа.

Очень часто Тора словом элоим, что в принципе означает «сила», называет судей (см., например, Шмот 21:6). Поэтому бней-элоим может указывать на судей, повелителей (см., например, Теилим 82:6) или на еврейского царя (см. Шмуэль 2, 7:14, где пророк Натан передает царю Давиду от имени Всевышнего: «Я буду ему отцом, а он Мне сыном»).

Утверждать, что у Всевышнего могут быть дети, что называется, «во плоти», значит не понимать основ еврейской веры в Творца, значит упрощать идею Б-жественного, вульгаризировать ее и приземлять.


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?