Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость
Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения.

Такой человек должен будет доказать, что никакое Высшее Существо не создавало землю и ее обитателей, никто не вызвал их появления и никто не управляет ими сейчас. Значит мир — свободно плавающее сферическое тело, бесцельно висящее в пространстве, полное обитателей, которые неизвестно зачем находятся здесь. Любой из них появился случайно. Все в жизни абсурд и бессмыслица, и поэтому все, что случается, не имеет никакого значения.

Некоторые принимают эту философию, так как считают, что она дает им ощущение свободы. Без Б-га и Торы, которым следует повиноваться, они чувствуют себя свободными от каких-либо установленных моральных законов. Они утверждают, что могут сбросить оковы устаревшей традиции и придерживаться современного прогрессивного взгляда на жизнь, что не следует более бояться наказания Б-жьего, соответственно, угрызения совести по поводу совершенного греха не будут мучать их столь сильно. Должно быть, этим людям кажется, что они выросли настолько, что не нужно более опасаться Б-жественного Отца, наблюдающего за каждым их шагом.

Тем не менее их поведение напоминает поведение детей, пытающихся ускользнуть от родительской опеки. Это создает определенные проблемы. Ребенок без родительского надзора не может воспитать в себе самодисциплины. Он может поддаться искушению злоупотребить своей свободой за чужой счет. Если он станет присваивать или разрушать общественную собственность, что его остановит?

Другими словами, тот, кто отрицает существование Б-га, может также позволить себе отрицать любые моральные законы. Предположим, правоохранительная система окажется неэффективной, и преступник не будет пойман. Отрицание существования Всевидящего Б-га ведет к безнаказанности. Если нет Того, кто видит преступные деяния, Того, кто в состоянии сделать человека ответственным за собственные действия, возникает ощущение вседозволенности.

Конечно, было бы неверным считать всех атеистов потенциальными преступниками. Даже те, кто не верят в Б-га, способны поступать в соответствии с моралью; возможно, чтобы избежать отрицательных последствий или просто потому, что считают свое поведение правильным. Тем не менее их жизнь лишена крепких основ, а, значит, мучительное сомнение неизбежно: если мир — причуда природы, тогда жизнь не имеет цели. Это абсурд. Если так, то в чем смысл их существования? В конце концов, не только они, но и все их достижения скоро обратятся в прах. В чем смысл счастья, если все равно скоро не будет и его? Зачем произведения искусства или научные открытия? Это лишь эпизодические достижения в эпизодическом существовании, стоит ли суетиться? Зачем вообще утруждать себя жизнью?

Теперь рассмотрим противоположную точку зрения.

Мир был создан Б-жественным Началом с определенной целью и по определенному плану, а человеку были даны основные законы поведения, устанавливающие, что — хорошо, а что — плохо.

То есть жизнь — не случай, это явление тщательно спроектировано. Человек — не что-то случайно появившееся на свет, а чрезвычайно искусно сотворенное существо с данной ему Б-гом миссией — нести в мир Б-жественную праведность. И мир, в этом случае, не какой — то абсурд, а осмысленное создание.

В этом случае и жизнь приобретает смысл, она бесконечна, важен человек (как часть ее) и его поступки. Он драгоценен, ибо он как камень в тщательно выполненном ювелирном украшении, а не частица случайно брошенного мусора. Если он приносит счастье другим, если он создает что-либо ценное, он своими действиями усиливает осмысленность мира, отвечая требованиям Б-жественных законов. Проще говоря, у верующего человека всегда есть причина поступать морально, т. к. даже избежав людского суда, он понимает, что, в конце концов, предстанет перед Судом всевидящего Ашема. Тот, кто воистину принимает Его, живет по ясно очерченным моральным законам, основывая на них свое поведение. Такой человек будет руководствоваться ими, несмотря ни на что, воспитает в себе истинную самодисциплину, сможет противостоять искушениям, и в этом смысле он — действительно свободный человек.

Следовательно, принимает человек или отрицает существование Б-га, оказывает огромное влияние на его мировоззрение и поступки. Тот, кто утверждает, что Б-га нет, признает отсутствие всевидящей Управляющей Силы, из чего следует, что жизнь абсурдна. Признающий существование Б-га удовлетворен сознанием того, что его положительные деяния, поступки в рамках морали будут оценены и принесут плоды, т. к. за ним стоит Б-г. Существование мира приобретает смысл, а жизнь — значение.

с разрешения издательства Швут Ами


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.