Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2
Избранные главы из книги рава Элиэзера Гервица «Чтобы понять и постичь»

Доказательство существования Б-га едва ли возможно с помощью обычных банальных методов. Это не то же самое, что доказательство существования какой-нибудь, например, бактерии. В конце концов, чтобы увидеть бактерию, можно использовать микроскоп и убедиться в ее существовании.

Но Б-г не есть физическая сущность. Его нельзя изучить в научной лаборатории под микроскопом или при ярком освещении. Ашем выходит за пределы пространства и времени, и поэтому научный метод не может быть применен для доказательства Его существования. Если Б-г полностью непознаваем человеком, как говорилось ранее, как тогда человек может утверждать, что это непознаваемое существует?

Поскольку прямое доказательство находится за пределами человеческих возможностей, попробуем применить косвенный метод. Посмотрим на мир вокруг нас: из чего он состоит, кем населен, какова его история, его законы. Сложность и организованность протекающих вокруг нас процессов подразумевает существование Высшего Начала, которое мы называем Б-гом.

Вкратце, косвенное доказательство выглядит так: предположим, что перед нами пятидесятиэтажный небоскреб, поражающий сложностью конструкции. Мы видим, что каждая деталь расположена в соответствующем функционально обоснованном месте; каждый этаж спроектирован так, что там достаточно места для различных учреждений; системы водо — и электроснабжения функционируют нормально, крыша держится прочно. В этом случае возникает уверенность, что проект тщательно продуман архитектором и выполнен строителями. Никто не станет утверждать, что блоки и окна случайно оказались на своих местах и что совершенно случайно конструкция способна удовлетворить человеческим потребностям. Подобная мысль показалась бы абсурдной. Нет, конечно, здание должно быть спроектировано и построено теми, у кого хватило интеллектуальных и физических способностей сделать это.

Наш мир, конечно же, много больше и сложнее отдельного здания. Однако, как мы скоро увидим, он обнаруживает то же тщательное построение, тот же порядок, те же продуманные приспособления, как в случае с небоскребом. Следовательно, напрашивается вывод, что и наш мир спланирован, спроектирован и создан Высшим Архитектором, т. е. Б-гом.

В дальнейшем мы детально рассмотрим это и другие доказательства, которые также основываются на невероятности факта случайности творения. Такой сложный объект, как человек, должен иметь Создателя.

Тем не менее всегда находятся люди, отвергающие эту очевидность. Они говорят: «Мы не примем Б-га, пока непосредственно не увидим Его». Они упорствуют, отказываясь даже обсуждать непознаваемость Творца, Его отличие от элементов Творения, которые можно обнаружить.

В конечном счете, признание существования Б-га это вопрос веры. Некоторые настаивают на том, что не верят в Б-га. А другие чувствуют, что все в жизни, этот мир, космос, укрепляет их веру в то, что Б-г в самом деле существует.

Вскоре мы увидим почему.

с разрешения издательства Швут Ами


Принимать обеты могли только по-настоящему Б-гобоязненные люди. Обычный же человек должен придерживаться золотой середины по Рамбаму. Читать дальше