Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Задача Торы — сделать человека носителем ее истины

Слова, которые написаны, вы не вольны пересказывать наизусть, а слова, передаваемые устно, вы не имеете права читать с написанного (Гитин 606)

Хотя Письменная и Устная Тора были даны одновременно и последняя — лишь способ понять первую, мудрецы настаивали, что Устная Тора должна оставаться устной. Только главам судов и пророкам разрешалось делать записи Устной Традиции для личного пользования.

Но со временем тяжелое политическое и экономическое положение и уменьшение числа учеников стали вызывать опасение, что евреи могут забыть Устную Тору, столь бережно сохраняемую с тех пор, как она была передана свыше через Моше (Рамбам, Мишнэ Тора, введение). И тогда, около 250 г.н.э., мудрецы согласились записать ее для будущих поколений.

Действительно, природа Устной Торы такова, что записать ее полностью невозможно. Выше мы уже приводили слова Давида: «Я видел предел всему свершенному, но Твоя заповедь безгранична» (Теилим 119:96). Объем Торы безмерен, и не в наших силах вместить его в письменную форму. Истина, которую содержит Тора, никогда не сможет быть полностью выражена в письменном виде. Буквальная запись Устной Торы сделала бы ее сводом архаических постановлений. Вместо того, чтобы быть источником духовности. Тора превратилась бы в стоячий пруд, утратив гибкость и динамизм. Более того, как существует информация, которая может быть сообщена только устно, так и некоторые понятия Устной Торы могут быть переданы лишь непосредственно от учителя к ученику!

В наше время, когда сомнение угрожает поглотить всю жизнь, когда мир сведен к безжизненным абстракциям, когда считается возможным учить людей с помощью одной только теории, старая извечная связь между письменным и устным словом, между теорией и практикой полностью вытеснена из жизни. Когда все практическое помещено в теорию, когда все, что передавалось устно, перенесено на бумагу и ничто не оставлено вживе, истинная теория, равно как и подлинная практика — для жизни потеряны. В древнем мире, однако, где люди относились друг к другу гораздо проще и естественнее, такая извечная связь письменного и устного слова, теории и практики поддерживалась, по-видимому, гораздо лучше.

(И.Ф.Молитор, Философия истории, или О традициях. — Франкфурт, 1857)

Задача Торы — сделать человека носителем ее истины. Кто может служить передатчиком знания для последующих поколений? Человек, проникнутый Торой. Лишь тогда, когда его мысли, чувства и поступки свидетельствуют об усвоенной им правде Торы, он может поделиться своим знанием с другими. Записывание Устной Торы, безусловно, сократило бы и упростило путь передачи, но вместе с тем лишило бы ее цельности, позволив человеку передавать традицию чисто интеллектуально, не принимая на себя личных обязательств.

Письменное слово быстро стареет. Чтобы сохранить живой смысл. Устная Тора должна стоять над временем, поддерживая гармонию между неизменным Б-жественным посланием и изменчивыми запросами истории. Жестко зафиксированный письменный закон лишил бы Тору подвижности, тогда как устная традиция способствует ее постоянному раскрытию, давая возможность словам Всевышнего сиять все новыми и новыми гранями.

Кроме того, чисто практически было бы невозможно записать все слова мудрецов.

Запрет полной записи Устной Торы был также продиктован опасениями мудрецов, что Тора может попасть в руки нееврейского мира, который заявит свои претензии на нее.

Моше спросил Всевышнего: «Должен ли я записать ее (Тору) для них?» Всевышний ответил: «Я решил не давать ее написанной полностью, т.к. предвижу день, когда они будут подчинены другим народам, которые возьмут Тору (и присвоят ее)… Таким образом, Я дам Тору в письменном виде, но Мишна, Талмуд и Агада будут передаваться устно, поэтому, даже когда их подчинят другие народы, они останутся особым народом.» (Шмот Раба 47:1)

Многие религии признают Танах. Однако отношения между евреями и Торой уникальны, потому что мы считаем Тору не просто трудом, вдохновленным свыше, а вечно новым словом Всевышнего, постоянно обращенным к человеку. Маараль в Тиферет Исраэль 68 указывает, что связь между Израилем и Торой крепнет и обновляется в каждом поколении, потому что евреи — живые звенья в цепи традиции, берущей свое начало на Синае. Будь Тора шебеальпе записана, эта связь не существовала бы, потому что, как мы уже говорили в самом начале нашей книги, отношения Израиля с Торой не отличались бы тогда от отношений между другими народами и их религиями.

Поскольку Тора передавалась устно, у каждого поколения была возможность восстановить и воспроизвести послание, переданное Всевышним Моше. Записав ее, они лишили бы себя возможности установить личные отношения со своей Торой. Застывшее письменное толкование Торы мешало бы человеку самому искать свою истину. Поэтому Всевышний позволил Моше только «сделать заметки» в виде Торы шебихтав, и тот факт, что она превосходит человеческое понимание, указывает на существование и другого хранилища Б-жественного Откровения. Передавая устно объяснение этих «кратких заметок», Моше обеспечил Торе возможность вечно оставаться неиссякаемым источником знаний, всегда готовым оросить разум тех, кто знает, как зачерпнуть из его вод.

Рамбам (Комментарии на Мишну, введение) предлагает альтернативное объяснение требованию, чтобы Устная Тора оставалась устной. Он отмечает, что письменное слово скорее может стать объектом ошибочного понимания, чем идеи, передаваемые устно. Ни один писатель, даже самый талантливый, не застрахован от ложного истолкования замысла его книги. Устной же лекции реже угрожает опасность ошибочного толкования, поскольку слушатель может немедленно выяснить неясный или трудный для него вопрос. Поэтому толкование Торы передавалось устно, чтобы обеспечить ясное и последовательное понимание смысла ее заповедей и преемственность этого понимания в поколениях.

Когда мудрецы пришли к выводу, что настало время записать Устную Тору, они записали ее в манере, сохраняющей ее сущность. Мишна и Талмуд составлены скорее для разъяснения, чем для чтения, потому что наша способность увидеть их смысл зависит от преемственности традиций. Р.Мендель из Коцка, хасидский лидер 19 в., объяснял однажды, что, когда раввины разрешили записать Устную Тору, они не нарушили запрет, т.к. сущность Торы невозможно отразить в книгах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См. Хулин 27а.

2. См. Менахот 66а.

3. Ваикра 19:9—10.

4. Ваикра 25:14.

5. Эоар 11:60а; Реканати, Таамэй Амицаот.

6. Сефер Абаир 99, Тикуней Эоар, тикун 21. См. также Ицхак Слепой на Мидраш Конен, Рамбан, Комментарии на Тору, введение.

7. Рамбам, Мишнэ Тора, введение; Рош Ашана, 25а.

8. См. Шмот 23:2 и Раши, там же.

9. Др. примеры — см. Тмура 16а; Бава Мециа 86а.

10. Сифри на Дварим 17:11. II, См. Орайот, 1 (об исключениях из этого правила).

12. Оалот 1:1.

13. В 8 в. н.э. появилась похожая секта караитов. На иврите их называли караимами, потому что они основывались только на микра, т.е. на буквальном прочтении текста. Караимы считали, что устное толкование зависит от мировоззрения каждого поколения, в то время как садукеи вообще его отрицали.

14. См. р.Ицхак Айзик Алеви, Дорот Аришоним, р.Саадья Гаон, Книга Опровержения (на араб. яз.).

15. Д.С.Шапиро. Торат Моше веаневиим (Иерусалим; Мосад Ара» Кук, 1961).

16. См. Дварим 27:5—6; Сота 486 (о «шамире», существе размером с пшеничное зерно, способном резать камень).

17. Относительно того, мог ли этот день быть Субботой, см. Рамбам, Мишнэ Тора, Илхот Тмидим умусафим 7:11; Акта» макабала, там

18. Др. примеры см. проф. Ч.Албек, Мево лаМишна, гл.2. См. Санхедрин 49а, Евамот 47 а; Песахим 20а.

19. Дварим 4:41—43.

20. Септуагинта — древнейший из дошедших до нас переводов — назван так, по-видимому, в связи с преданием, по которому семьдесят два еврейских ученых (в названии это число округлено до семидесяти), доставленных из Иерусалима Птолемеем II Филадельфом, перевели Пятикнижие на греческий язык. Предание соответствует упоминанию в Софрим 1:8—9: «День, когда закон был переведен на греческий, является таким же несчастливым для евреев, как день, когда они сделали золотого тельца». На иврите греческий перевод называется Таргум Ашивим — Перевод семидесяти. Интересно, что хотя, согласно преданию, каждый из мудрецов переводил текст самостоятельно, конечный результат оказался у всех одинаковым.

21. См. Рамбам, Мишнэ Тора, Илхот Герушин 2:20.

23. См. В.Ф.Олбрайт, История, археология и христианский гуманизм (1964, на англ. яз.).

24. См. Тмура 146.: «Те, кто записывает алаху, подобны тем, кто сжигает Тору»

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?