Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Подобно тому, как лица людей непохожи друг на друга, так различны и их мысли»Бэмидбар Рабба 21, 2
Множество факторов влияет на объективность чело­века. Самые различные силы, Бездействуя на его под­сознание, могут ввести его в заблуждение

Полномочия толковать текст Торы предоставлены мудрецам на основании сказанного в Дварим 17:11: «По учению, которому научат тебя, и по решению, какое ска­жут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево».

Этот стих дает полномочия как Санхедрину, так и более поздним мудрецам Талмуда^ интерпретировать Тору. При расхождении мнений слово остается за большинством^. Поскольку мудрецы толковали Тору, строго руководствуясь специальными правилами, им бы­ла дана исключительная власть в вынесении суждений, как показывает следующий эпизод.

Рабби Элиэзер постановил, что (некий предмет) ритуально чист, а мудрецы постановили, что он ритуально нечист… Рабби Элиэзер представил очень выразительный аргумент (в доказательство своей правоты), но они не приняли его. Он сказал; «Если алаха на моей стороне, пусть это рожковое дерево послужит доказательством». И рожковое дерево вырватось с корнем и сдвинулось в сторону на сто локтей… Мудрецы ответили: «Не извлека­ют доказательства из рожкового дерева». Тогда он сказал: «Пусть этот ручей докажет, что алаха — в соответствии с моим мнением», и тут же ручеек повернул вспять. Мудрецы сказали: «Не извлека­ют доказательства из ручья». Тогда он сказал: «Пусть стены этого собрания послужат доказа­тельством», и стены наклонились, готовые упасть.

Но рабби Йеошуа пристыдил их и сказал: «Какое право вы имеете вмешиваться, когда мудрецы спорят о алахе. И стены не упали из почтения к рабби Йеошуа и мудрецам, но и не выпрямились из уважения к рабби Элиззеру… Тогда рабби Элиэзер сказал: “Пусть Небеса подтвердят мою правоту”. И прозвучал голос с Небес: “Почему вы спорите с моим сыном Элиэзером? Алаха всегда соответствует его мнению”. Рабби Йеошуа встал и заявил: “Не на Небе она” (Дварим 30:12). Что это означает? Рабби Йермияу говорит: “Тора бы­ла дана на Синае единожды, и более мы не обра­щаем внимания на небесные голоса, ибо сказано в Торе (Шмот 23:2): “следуйте большинству” (а большинство в этом случае расходится с рабби Элиэзером)”. Позже рабби Натан встретил про­рока Элияу и спросил его: “Что делал Всевышний (когда рабби Йеошуа произнес свое заявление)?” Ответил пророк: “Улыбнулся Всевышний и ска­зал: “Мои сыновья победили меня”. (Бава мециа 596)

С тех пор как Тора была дана на Синае, Всевышний хочет, чтобы человек толковал ее без оглядки на све­рхъестественное вмешательство. Для полной уверенно­сти даны правила толкования. И пока человек объясняет Тору в соответствии с этими аксиомами, он может уста­навливать закон с совершенной убежденностью, что его постановления верны. В известном смысле Всевышний ограничил Свои права по вмешательству в алахический процесс. Упорядоченные правовые процедуры он пред­почитает чудесам и голосам с Небес.

Если бы сверхъестественным явлениям позволено бы­ло влиять на решения алахи, рухнула бы цельная структура изучения Торы, на которой держится весь иудаизм. Лишите мудрецов их компетенции, и все споры и диалоги Талмуда утратят смысл. Право мудрецов определять алаху не должно зависеть от небесного вето, раз иудаизм призван устанавливать всегда современный и динамич­ный образ жизни. Приведенный выше эпизод был ис­пытанием. Согласись мудрецы принять мнение рабби Элиэзера под влиянием голоса с Неба, они исказили бы основу Б-жественного Откровения: Тора не на Небе. Все, что нужно знать человеку относительно Торы, он полу­чил на Синае. И обязанность человека — использовать это знание и эти инструменты для построения системы жизни согласно требованиям Торы.

В качестве толкователей закона Торы мудрецы ис­пользуют свой человеческий дар мышления. Путем раз­мышлений они приходят к решению и объявляют его отражением целей Торы. Их интеллектуальным возмож­ностям дано больше доверия, чем видениям пророков.

Они (мудрецы) и пророки похожи на двух агентов, посланных царем в провинцию. Относительно по­следнего царь пишет: “Если он покажет вам мою печать, верьте ему, если нет — не верьте”. Так, о словах пророчества написано: “Если встанет в среде твоей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо” (Дварим 13:2). Но о словах мудрецов написано: “По закону, которому научат тебя…” (Дварим 17:11).

Такая исключительная власть сделала мудрецов абсо­лютными арбитрами закона Торы. Но как мы можем быть уверены, что они объективны в своих толкованиях? Разве не может случиться, что в их установлениях от­разятся их собственные претензии или предубеждения? Более того, как мы увидим позже, свара (логика) имеет большой вес в разработке алахических постановлений. Можем ли мы быть уверены в том, что логика мудрецов неподкупна?

Множество факторов влияет на объективность чело­века. Самые различные силы, воздействуя на его под­сознание, могут ввести его в заблуждение. Настоящая объективность достигается только путем самодисципли­ны, только непреходящим усилием жить нравственно. Причем, разговор идет не столько о неустойчивости внутренних сил человека, сколько об осознании харак­тера их действий и постоянной необходимости держать их в равновесии, чтобы они не влияли на работу разума. На способах достижения такого равновесия и сосредото­чены все труды по еврейской этике. Еврейская традиция вооружает мудрецов множеством средств для обретения такого равновесия, и их авторитет основан на доверии к их усилиям исключить из своей жизни личные претензии, гордыню и тому подобные вещи. Всюду в Талмуде и последующей раввинской литературе говорится о том, как ученые стремились избегать неэтичных и аморальных поступков, нездорового духовного окружения, всегда стараясь совершенствовать свой характер и привычки. Необходимость полной внутренней цельности объясняет нам, почему мнения многих из мудрецов принимались во внимание не раньше, чем человек достигал опреде­ленного возраста.

Отсюда вовсе не следует, что все мудрецы непогреши­мы. Сказано народу Израиля: “Сделайте так (постройте Храм так тщательно, как вы только можете), и все, что вы сможете сделать, будет хорошо” (Бехорот 176). Подобно этому, коль скоро мудрецы сделали все, что в их силах, для достижения объективности, большего от них не ждут. Считается, что установленный ими закон удовлетворяет самым высоким требованиям, предъяв­ляемым к человеческому интеллекту. Таков смысл вы­сказывания: «не на Небе она”. Всевышний заранее согласился с мудрецами. Так что, если мудрецы постановили что-то однажды, то, даже если они провозгласили правое левым, а левое — правым, это закон. Поскольку Тора уполномочила их, их решения обладают властью самой Торы.

с разрешения издательства Швут Ами


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?