Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История жизни двух мудрецов эпохи Талмуда

Абае (4038 /278/ — 4098 /338/) происходил из рода коэна Эли — первосвященника из Шило (Рош ашана 18а). Он был учеником рава Йосефа бар Хии и относился к нему с великим почтением (Кидушин 33а, Недарим 41а). Абае учился также у Рабы, который приходился ему дядей. В раннем детстве Абае остался сиротой и воспитывался в доме Рабы.

В Талмуде рассказывается, что однажды, когда еще совсем маленькими детьми Абае и его друг Рава начинали изучать Тору, Раба спросил у них:

— К кому обращены наши молитвы?

Малыши ответили:

— К Милосердному.

— А где Милосердный пребывает? — уточнил учитель.

В ответ Рава указал пальцем вверх на потолок, а Абае выбежал на улицу и показал на небо. Раба предсказал, что они оба вырастут мудрецами (Брахот 48а).

Позже Абае учил Тору вместе с р. Йосефом бар Хия, а после его смерти в 4083 /323/ году возглавил ешиву Пумбедиты (Гитин 60б, Раши).

Даже в великом поколении мудрецов Талмуда Абае выделялся остротой ума. Ближайшим другом и постоянным оппонентом Абае на протяжении всей его жизни был Рава. Их острые аналитические дискуссии, отмеченные самыми неожиданными поворотами мысли, в значительной степени определили облик Вавилонского Талмуда. Эти дискуссии получили название Вопросы Абаи и Равы или Шакла вэтарья (дословно — торг). Особое внимание Абае и Рава уделяли тем вопросам еврейского закона, которые еще не получили достаточных объяснений.

Рава стал главой ешивы после Абаи. Он учился у рава Нахмана бен Яакова в городе Махоза, недалеко от Пумбедиты. В последние годы жизни Равы многие знаменитые амораи[1] Святой Земли, спасаясь от преследований, прибыли в Вавилонию. Они привезли с собой традиции ешив Эрец Исраэль, некоторые неизвестные в Вавилонии алахические решения и барайты. Рава скончался в 4112 (352) году.

РАВ АШИ

Величайшей фигурой, удостоившейся объединить всех мудрецов своего поколения и собрать воедино традицию изучения Устной Торы в Эрец Исраэль и в Вавилонии, был рав Аши. Он снискал уважение и признание еврейского народа, и даже Рейш Галута — официальный руководитель евреев Вавилонии — преклонялся перед ним. Наши благословенной памяти мудрецы говорили: «Со времен Раби (р. Йеуды Анаси) и до рава Аши величие и знание Торы не соединялись в одном лице».

В молодости рав Аши учился во многих ешивах Вавилонии, что дало ему возможность собрать огромное количество материала. Он возобновил деятельность сурской ешивы в городе Мата Махсэя. Пятьдесят шесть лет рав Аши руководил этой ешивой. Рядом с ним все это время находился его друг — Равина Первый.

Рав Аши дважды прошел со своими учениками весь Талмуд. Как правило, каждые полгода изучался новый трактат, однако иногда за этот срок успевали проходить даже два или три небольших трактата. Главной задачей рава Аши и Равины была систематизация Талмуда. Они собрали огромный материал и распределили его по трактатам. Талмуд приводит алахические рассуждения в той же форме, в которой проходила дискуссия между амораями.

В связи с тем, что со времен Равы многие мудрецы Эрец Исраэль переехали в Вавилонию, рав Аши счел необходимым ввести в текст Талмуда мнения мудрецов Святой Земли. Таким образом, мнения р. Йоханана, Рейш Лакиша, р. Ами, р. Аси вошли в Вавилонский Талмуд. Вавилонский Талмуд в сегодняшнем его виде представляет собой собрание изучения Устной Торы всеми еврейскими мудрецами.

Талмуд — это книга, связывающая нас с поколениями танаев[2] и амораев, книга, объединяющая евреев всех стран рассеяния. Изучающий Тору, приехав на новое место, в новую страну, находит там такие же тома Талмуда, как и на своей родине, и обнаруживает своих единомышленников, погруженных в изучение Талмуда.

Рав Аши умер в 4187 (427) году. Его ученики не прекращали работу, продолжая дополнять Талмуд. Сын рава Аши принадлежал к последнему поколению амораев, продолжавших работать над Талмудом, а Равина Второй был последним амораем, который завершил редакцию Талмуда. Он умер в 4260 (500) году.

 


[1] Эпоха амораим продолжалась с 200 до 400 годов н.э. Ее название происходит от слова «амора» — мудрец Талмуда. Письменное наследие амораим — Иерусалимский и Вавилонский Талмуды.

[2] Танаи — мудрецы, жившие на протяжении практически всего времени существования второго Храма. (Тана — в буквальном переводе означает учитель Мишны в арамейском произношении.

из журнала «Мир Торы»


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?