Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
На заре еврейской истории Аврам — еще до того, как ему было дано имя Авраам, — считал, что он не может жить иначе, как по законам природы

Несомненно, солнце — самая могущественная сила природы. Оно является источником света и энергии. Без него жизнь прекратилась бы. С другой стороны, время — один из важных факторов, определяющих чело­веческую жизнь: оно определяет наши планы, пробуж­дение и сон, от него зависит наше физическое состо­яние. Время, в свою очередь, измеряется вращением Земли вокруг Солнца. Поэтому вполне понятно, почему Шломо символически назвал все существование челове­ка «жизнью под солнцем». Он имел в виду не простран­ственные соотношения, а философию жизни. «Жить под солнцем» — значит считать, что наша жизнь зависит только от законов природы.

На заре еврейской истории Аврам — еще до того, как ему было дано имя Авраам, — считал, что он не может жить иначе, как по законам природы. Он сказал Б-гу, что Его дары не нужны ему, так как по законам природы он не может иметь сына-наследника. Далеко не сразу поверил Авраам, что Творец действительно даст ему наследника и что его потомки будут много­численны, как звезды на небосводе. «И вывел (Г-сподь) его наружу» (Берешит, 15:5). Рабби Иеуда передает от имени Папа: Авраам ска­зал Всевышнему, да будет Имя Его благословенно: «Я изучил движения звезд (то есть законы природы), но сына у меня быть не может». Г-сподь ответил: «Оставь изучение светил, судьба Израиля не зависит от звезд» (Шабат). Авраам был прав: согласно зако­нам природы он и Сарра не могли иметь сына. Б-г не сразу сказал ему, что человеку, живущему «под сол­нцем», недоступно знание всех своих возможностей. Он сказал ему, что законы природы не имеют власти над ним.

Согласно другому толкованию, данному в Мидраше, Г-сподь поднял его выше звезд, «вывел наружу», в доказательство того, что звезды не властны над ним.

В книге Коэлет человек назван словом адам. Это всего лишь один из вариантов слова «человек», но он выбран не случайно. Слово адам имеет особое значе­ние, соответствующее теме книги.

Маарал объясняет: есть существенное различие меж­ду человеком и остальными частями мироздания — жи­вотными, небесными светилами и даже ангелами. Все создания, кроме человека, — совершенны, в них нет ничего незавершенного. Те, что в небесах, обладают более высоким разумом и большей святостью. Те, что населяют землю, не имеют разума, равного человечес­кому. Но и те, и другие созданы окончательно и ни­какого усовершенствования не требуют. Они снабжены всеми необходимыми качествами, и качества эти неиз­менны. Например, животные обладают лишь способнос­тью расти и не имеют ни потребности, ни возможности различать добро и зло или совершенствоваться. Такая возможность дана только человеку, и только он дол­жен осознать эту возможность. В этом человек схож с адама — землей. В ней также заложена возможость, благодаря которой она может произвести плоды, и жизнь человеческая зависит от того, будет ли эта возможность реализована. Поэтому человек, соз­данный из земли, адама, и был назван Адамом. Его имя символизирует его предназначение: в нем заложе­ны возможности. И от того, будут они реализованы или нет, зависит его ценность как человека.

Учителя Мусара находят подтверждение этому в проклятии, посланном Земле, когда Каин убил своего брата Эвеля, а Земля поглотила кровь невинной жертвы. Б-г обрек Каина на вечные скитания и на тяжкий труд по добыванию хлеба своего. Земля, поглотившая кровь Эвеля, была его сообщницей, поэтому тоже за­служила проклятие.

«И теперь проклят ты от земли, взявшей кровь твое­го брата от твоей руки. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать своей силы для тебя» (Берешит, 4:11—12).

Можно легко понять, что это явилось наказанием для Каина, поскольку делало его труд более тяжелым— и менее продуктивным. Но, как объясняет Раши, сама земля была наказана за то, что скрыла следы первого в истории убийства. В чем заключалось это наказа­ние? Ответ в том, что для любого создания, будь то человек или земля, невозможность реализовать свои силы, невозможность созидать — является проклятием. Земля — адама — была наказана тем, что не могла более приносить плоды в изобилии. Человек, адам (родившийся из земли, адама), также должен расти и совершенствоваться. Его предназначение в созида­нии. И если он не смог осуществить это предназначе­ние полностью, то, как бы ни был он талантлив, ка­ким бы блестящим умом не обладал, рано или поздно увидит, что оказался недостоин своего предназначе­ния, а значит жизнь его прошла впустую.

Человек — адам в мире под солнцем

Коэлет спрашивает: какая польза для адама, чело­века, чье предназначение — возвыситься над законами природы, — во всех его трудах, если он позволит се­бе остаться в мире «под солнцем»? То есть, что тол­ку, если он выберет мир, ограниченный теми самыми законами, над которыми он должен подняться? Само солнце движется согласно определенным законам, оно управляет жизнью на земле, каждая частичка которой, не имеет возможности подняться над за­кономерностями своего бытия. Адам, человек, превос­ходит все остальные создания. Он единственный во всей вселенной, кто способен подняться к новым вы­сотам духа, и помочь ему в этом может Тора. Посвя­тив свою жизнь Торе, он может восторжествовать над солнцем, потому что Тора была создана раньше, чем солнце. «Суета сует», — так говорит Шломо о любой человеческой деятельности, которая не реализует ис­тинных возможностей, заложенных в человеке, а лишь глубже погружает его в мирскую суету.

Мудрецы прочли первые строки книги Коэлет и ска­зали: «Это слова Торы». Тот, кто прочтет их серьез­но и вдумчиво, не попадет в ловушку дальнейших про­тиворечий. Сокрыв книгу Коэлет, мы лишим наш народ одного из 48 пророков, чье учение необходимо нам во все времена.

Актуальность Книга Коэлет была сохранена для народа Израиля вместе с другими частями Танаха. В век, когда че­ловек покорил Луну и устремляется к Марсу, челове­чество обожествляет солнце и все, что подвластно ему, в неменьшей степени, нежели те, кто поклонялся ему три тысячи лет назад. Тогда люди приносили в жертву солнцу животных и даже детей. Теперь они приносят душу и возможность духовного роста в жер­тву богу, которого они называют природой или наукой.

«Суета сует», — взывает к нам Коэлет. Человек-адам, как смеешь ты ограничивать свои возможности законами, которые продиктованы тебе твоим ничтожным солнцем? Воспари над ним! Твоя жизнь принадлежит Торе.

«Бойся Б-га и исполняй Его заповеди, ибо в этом все для человека».

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Пророк Ирмияу (Еремия) был свидетелем разрушения Первого Храма. Эту трагедию он оплакал в свитке Эйха. Пророк описывает ужасные картины гибели Иерусалима и бедствия, охватившие еврейский народ. Читать дальше