Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина
Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

История еврейского народа вплоть до вавилонского изгнания полна чудес. В течение жизни буквально каждого поколения совершались чудеса. Видя их или слушая о них рассказы очевидцев, каждый еврей мог укрепить свою веру. Само посещение Святого Храма позволяло узреть творящую руку Г-спода. Однако еврейская вера основана не на чудесах, — вера должна иметь более глубокие корни.

Что такое чудо? Любое чудо можно попытаться объяснить с точки зрения здравого смысла. Чудо можно неправильно истолковать, поэтому на него трудно полагаться. Более того, если человек во всем полагается на чудеса и придает им слишком большое значение, вера его может ослабнуть, поскольку в этом случае он забывает, что рука Г-спода всегда присутствует в том, что мы привыкли называть природой. Она, Его рука, присутствует всегда и везде, а не только в том эпизоде, когда воды Красного моря расступились перед евреями на их пути из Египта, Читая Шмоне Эсре, мы благодарим Б-га за чудеса, совершаемые с нами каждый день, и это не просто красивые слова. Жизнь существует лишь благодаря тому, что Б-г творит ее постоянно. Мир перестал бы существовать, если бы Он не творил жизнь.

В определенной степени утверждение, что вся история еврейского народа представляет собой цепь чудесных событий и примеров Б-жественного вмешательства, скрывает от нас истинную сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, как правило, забывают о том, что Он всегда направляет нас. В иврите слово «мир» происходит от корня, означающего «скрытый», ибо в этом мире Б-г от нас скрыт. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди и все же быть убежденным в том, будто его деловой успех или карьера зависят от тяжелого труда, образования, суммы капиталовложений, превосходства в силе, более искусного планирования и т.д. Но разве воля Б-га не является причиной успеха по крайней мере в такой же степени? Человек не замечает этого. Не замечает настолько, что ставит под сомнение зависимость своей судьбы от Б-га.

Именно поэтому Б-г скрыт от нас в этом мире: человек сам должен найти истину во мраке. Неверующий всегда придумает основание для сомнений и плохих действий. Вот пример. Потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. Строители вавилонской башни изобрели теорию, согласно которой каждые 1656 лет основы мира сотрясаются и это вызывает потоп, поэтому до наступления определенного срока люди могут считать себя в безопасности и поступать как им хочется. Подобным же образом фараон нашел объяснение египетским казням. То же самое проделал Бельшацар: он обосновал свое неверие с помощью расчетов. Такие вещи происходили во все века. Б-г не внедряет веру в наш ум и сердце насильно. Он помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Б-г ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам все, чтобы найти истину. Конечно, если мы действительно хотим ее найти. Период явных чудес в еврейской истории закончился во времена Эстер и Мордехая. История приобрела новый, иной характер. Теперь евреи должны были научиться тому, что не только небесный огонь и расступающиеся морские воды, но и события повседневной жизни суть проявление Его Воли.

Головоломка, заданная Б-гом

Аман был в ярости, когда строил планы мести еврейскому народу. Почему? Да потому что, видите ли, Мордехай отказался поклониться ему. Мордехай, этот еврейский Дон-Кихот, отказался почтить поклоном советника короля, хотя для Мордехая в этом не было ничего унизительного, с точки зрения восточного этикета. То был обычный знак почтения. Ведь приветствовал же подобным образом Яаков Эсава, хотя никакой царский указ не вынуждал его кланяться. Так почему Мордехай заупрямился? — негодовал Аман.

Однако не в этом была причина опасности. Истинная причина была в том, что, нарушив запрет Мордехая, евреи позволили себе принять участие в пире, устроенном Ахашверошем. Мы помним, что пир происходил на третьем году царствования Ахашвероша, а указ об уничтожении евреев был издан на двенадцатом году. Какая могла быть связь между двумя этими событиями? Может быть, действительно, Мордехай был неправ?

События, представлявшие собой части Б-жественного плана, постепенно превращались в целостную картину. Внезапно отдельные звенья сложились в цепочки, цепочки соединились в цепь, цепь удержала якорь, а этот якорь спас евреев от бури. И то, что казалось вполне резонным ранее, потеряло резон: Мордехай, этот Дон-Кихот, оказался прав.

Вот звенья одной цепи. Пир, устроенный Ахашверошем, должен был оказаться гибельным для евреев. Но прежде он оказался гибельным для царицы Вашти, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему положению, просить царя спасти ее народ и усмирить гнев Амана. Для этого она пригласила царя принять участие в трапезе.

Звенья другой цепочки. Бигтан и Тереш составили заговор против Ахашвероша. Поскольку, благодаря Эстер, царь назначил Мордехая на высокую должность, последний смог заблаговременно узнать об этом заговоре и передать о нем Эстер. Та рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и оставалось забытым до той замечательной ночи, когда Б-г нарушил сон царя. Звенья третьей цепочки. Царь назначил Амана на высокий пост, и все должны были преклоняться перед недавно возвышенным потомком Агага. Отказался один Мордехай. Аман, уверенный в своей влиятельности и власти (даже над женой царя), построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз тогда, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай спас ему жизнь.

Развитие событий достигло апогея. Части Б-жест-венного плана соединились в единое целое, и Аман, а с ним и большая часть сил Амалека погибли. Так были спасены евреи.

Книга Эстер — единственая из 24 священных книг, в которой не упоминается имя Б-га. По крайней мере впрямую, поскольку комментаторы объясняют, что слово «царь» всегда есть упоминание о Б-ге, Царе вселенной. Его имя упоминается в книге еще в одном виде — в форме акростиха. Тем не менее, то, что Его Имя не указано прямо, выделяет эту книгу из всех других книг Танаха.

Все это безусловно так. Чудо Пурима совершилось в последние годы Вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был сокрыт от людей за тысячью завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они и далее оставаться верными своему Б-гу, более верными, чем отвергнутая жена своему мужу или отпущенный на свободу раб — своему бывшему хозяину. Свершилось чудо Пурима в земле Элам, лишенной духовной жизни, лишенной духа Торы.

Однако именно в потерянное это время и в этом заброшенном месте «случайные» события стали соединяться в единую цепь, которая спасла евреев и навсегда соединила их с теми днями, когда Б-г присутствовал во всем. Чудо Пурима показало им, что Б-г все еще присутствовал во всем, что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие прояляется лишь в действиях того или иного царя или в отдельных случайных событиях истории, смысл которых раскрывается для верующего человека в словах: «Я есть первый, Я есть последний, и кроме Меня нет более Б-га».

Эстер попросила мудрецов установить праздник Пу-рим для всех поколений. Мудрецы отказались, заявив, что это может вызвать враждебность со стороны неевреев. На это она ответила так: «Эта история уже записана в царских хрониках Мидии и Персии». Установить праздник и записать всю историю в священную книгу означало признать, что цепь событий, приведших к спасению евреев, была результатом несомненного чуда. Этого, — говорили мудрецы, — делать нельзя. Ведь евреи все еще находились под властью Персии, и ее правители были бы недовольны, если б евреи объявили, что с помощью Б-жественного вмешательства удалось восторжествовать над высшей властью империи.

Итак, Эстер ответила, что все опасения неосновательны. История уже записана в царских хрониках. Налицо явные признаки, что произошло чудо. Слишком много было совпадений и слишком удачно они сложились в единое целое. Даже персы и мидийцы признали, что в этих событиях видна, хотя и скрыто, рука Б-га.

Из десяти проявлений Б-жественной власти, указанных в Каббале, последняя — это царская власть. Как правитель нации, царь представляет собой воплощение власти. У него могут быть министры или советники, направляющие ход событий в определенное русло с помощью советов и махинаций. Но только царь воплощает в себе правительственную власть. Что мы понимаем под правительственной властью? В наши дни, например, глава государства выше по своим полномочиям, чем глава правительства. Премьер-министр тоже может обладать значительной властью, но он пользуется ею, выступая от имени интересов государства. Государство же представлено в лице короля или президента, — именно они воплощают собой государство. Г-сподь наделил царей абсолютной властью, дабы они стали прямым воплощением Его власти над ними.

В длинной цепи событий всегда есть кульминационная точка, где Б-г открывается людям. Нигде это не проявляется так, как в книге Эстер. В этой книге не упоминается имя Б-га, но когда все кончилось, всем открылось Его присутствие во всем, что произошло Все отдельные события соединились в одно целое, план Б-га был безупречен. Поэтому Эстер действительно могла сказать мудрецам, что все стало явным. Все поняли, что Б-г правит делами людей так же, как Он делал это в Египте, в пустыне сороколет-него блуждания, в земле Израиля, и что Он правит так же из-за завесы случайных совпадений, как Он делал это в Шушане.

Именно потому, что Имени Б-га нет в книге Эстер, Он присутствует там еще более, чем в какой-либо другой священной книге. Именно в книге Эстер мы видим Его абсолютную власть, конечное проявление Его бесконечной мудрости и могущества в земных, на первый взгляд, событиях нашей планеты.

В этом, может быть, и заключается причина того, что Б-г назван в книге Эстер Царем. В сравнении с этой земной царской властью — сущность его власти постигается наиболее ясно.

Нет, Он не скрыт от нас. Нам только кажется, что Он скрыт. Мы сами должны искать Его в каждом событии в нашей жизни. Мегиллат Эстер показывает, как это сделать. Нужно лишь суметь прочесть эти наставления.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?