Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

История еврейского народа вплоть до вавилонско­го изгнания полна чудес. В течение жизни буквально каждого поколения совершались чудеса. Видя их или слушая о них рассказы очевидцев, каждый еврей мог укрепить свою веру. Само посещение Святого Храма позволяло узреть творящую руку Г-спода. Однако еврейская вера основана не на чудесах, — вера должна иметь более глубокие корни.

Что такое чудо? Любое чудо можно попытаться объ­яснить с точки зрения здравого смысла. Чудо можно неправильно истолковать, поэтому на него трудно по­лагаться. Более того, если человек во всем полага­ется на чудеса и придает им слишком большое значение, вера его может ослабнуть, поскольку в этом случае он забывает, что рука Г-спода всегда присут­ствует в том, что мы привыкли называть природой. Она, Его рука, присутствует всегда и везде, а не только в том эпизоде, когда воды Красного моря рас­ступились перед евреями на их пути из Египта, Читая Шмоне Эсре, мы благодарим Б-га за чудеса, соверша­емые с нами каждый день, и это не просто красивые слова. Жизнь существует лишь благодаря тому, что Б-г творит ее постоянно. Мир перестал бы существо­вать, если бы Он не творил жизнь.

В определенной степени утверждение, что вся исто­рия еврейского народа представляет собой цепь чу­десных событий и примеров Б-жественного вмешатель­ства, скрывает от нас истинную сущность Его власти. Когда придают слишком большое значение творимым Им чудесам, как правило, забывают о том, что Он всегда направляет нас. В иврите слово «мир» происходит от корня, означающего «скрытый», ибо в этом мире Б-г от нас скрыт. Человек может молиться три раза в день, в точности соблюдать все заповеди и все же быть убежденным в том, будто его деловой успех или карьера зависят от тяжелого труда, образования, суммы капиталовложений, превосходства в силе, более искусного планирования и т.д. Но разве воля Б-га не является причиной успеха по крайней мере в такой же степени? Человек не замечает этого. Не замечает на­столько, что ставит под сомнение зависимость своей судьбы от Б-га.

Именно поэтому Б-г скрыт от нас в этом мире: че­ловек сам должен найти истину во мраке. Неверующий всегда придумает основание для сомнений и плохих действий. Вот пример. Потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. Строители вавилонской башни изобрели теорию, согласно которой каждые 1656 лет основы мира сотрясаются и это вызывает потоп, по­этому до наступления определенного срока люди могут считать себя в безопасности и поступать как им хо­чется. Подобным же образом фараон нашел объяснение египетским казням. То же самое проделал Бельшацар: он обосновал свое неверие с помощью расчетов. Такие вещи происходили во все века. Б-г не внедряет веру в наш ум и сердце насильно. Он помещает нас в мир, где Он скрыт от нас. Б-г ждет, что мы сами найдем путь к истине, ибо Он дал нам все, чтобы найти ис­тину. Конечно, если мы действительно хотим ее найти. Период явных чудес в еврейской истории закончился во времена Эстер и Мордехая. История приобрела новый, иной характер. Теперь евреи должны были на­учиться тому, что не только небесный огонь и рас­ступающиеся морские воды, но и события повседневной жизни суть проявление Его Воли.

Головоломка, заданная Б-гом

Аман был в ярости, когда строил планы мести ев­рейскому народу. Почему? Да потому что, видите ли, Мордехай отказался поклониться ему. Мордехай, этот еврейский Дон-Кихот, отказался почтить поклоном со­ветника короля, хотя для Мордехая в этом не было ничего унизительного, с точки зрения восточного этикета. То был обычный знак почтения. Ведь привет­ствовал же подобным образом Яаков Эсава, хотя ни­какой царский указ не вынуждал его кланяться. Так почему Мордехай заупрямился? — негодовал Аман.

Однако не в этом была причина опасности. Истинная причина была в том, что, нарушив запрет Мордехая, евреи позволили себе принять участие в пире, устро­енном Ахашверошем. Мы помним, что пир происходил на третьем году царствования Ахашвероша, а указ об уничтожении евреев был издан на двенадцатом году. Какая могла быть связь между двумя этими событиями? Может быть, действительно, Мордехай был неправ?

События, представлявшие собой части Б-жественного плана, постепенно превращались в целостную картину. Внезапно отдельные звенья сложились в цепочки, це­почки соединились в цепь, цепь удержала якорь, а этот якорь спас евреев от бури. И то, что казалось вполне резонным ранее, потеряло резон: Мордехай, этот Дон-Кихот, оказался прав.

Вот звенья одной цепи. Пир, устроенный Ахашверошем, должен был оказаться гибельным для евреев. Но прежде он оказался гибельным для царицы Вашти, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала цари­цей, она смогла, благодаря своему положению, про­сить царя спасти ее народ и усмирить гнев Амана. Для этого она пригласила царя принять участие в трапезе.

Звенья другой цепочки. Бигтан и Тереш составили заговор против Ахашвероша. Поскольку, благодаря Эстер, царь назначил Мордехая на высокую должность, последний смог заблаговременно узнать об этом заговоре и передать о нем Эстер. Та рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и оставалось забытым до той замечательной ночи, когда Б-г нарушил сон царя. Звенья третьей цепочки. Царь назначил Амана на высокий пост, и все должны были преклоняться перед недавно возвышенным потомком Агага. Отказался один Мордехай. Аман, уверенный в своей влиятельности и власти (даже над женой царя), построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз тогда, когда Ахашверош узнал, что имен­но Мордехай спас ему жизнь.

Развитие событий достигло апогея. Части Б-жест-венного плана соединились в единое целое, и Аман, а с ним и большая часть сил Амалека погибли. Так были спасены евреи.

Книга Эстер — единственая из 24 священных книг, в которой не упоминается имя Б-га. По крайней мере впрямую, поскольку комментаторы объясняют, что сло­во «царь» всегда есть упоминание о Б-ге, Царе все­ленной. Его имя упоминается в книге еще в одном виде — в форме акростиха. Тем не менее, то, что Его Имя не указано прямо, выделяет эту книгу из всех других книг Танаха.

Все это безусловно так. Чудо Пурима совершилось в последние годы Вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был сокрыт от людей за тысячью завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они и далее оставаться верными своему Б-гу, более верными, чем отвергнутая жена своему мужу или отпущенный на свободу раб — своему бывше­му хозяину. Свершилось чудо Пурима в земле Элам, лишенной духовной жизни, лишенной духа Торы.

Однако именно в потерянное это время и в этом за­брошенном месте «случайные» события стали соединяться в единую цепь, которая спасла евреев и навсегда соединила их с теми днями, когда Б-г присут­ствовал во всем. Чудо Пурима показало им, что Б-г все еще присутствовал во всем, что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие прояляется лишь в действиях того или иного царя или в отдельных слу­чайных событиях истории, смысл которых раскрывает­ся для верующего человека в словах: «Я есть первый, Я есть последний, и кроме Меня нет более Б-га».

Эстер попросила мудрецов установить праздник Пу-рим для всех поколений. Мудрецы отказались, заявив, что это может вызвать враждебность со стороны неев­реев. На это она ответила так: «Эта история уже за­писана в царских хрониках Мидии и Персии». Устано­вить праздник и записать всю историю в священную книгу означало признать, что цепь событий, привед­ших к спасению евреев, была результатом несомненно­го чуда. Этого, — говорили мудрецы, — делать нель­зя. Ведь евреи все еще находились под властью Пер­сии, и ее правители были бы недовольны, если б ев­реи объявили, что с помощью Б-жественного вмеша­тельства удалось восторжествовать над высшей влас­тью империи.

Итак, Эстер ответила, что все опасения неоснова­тельны. История уже записана в царских хрониках. Налицо явные признаки, что произошло чудо. Слишком много было совпадений и слишком удачно они сложились в единое целое. Даже персы и мидийцы признали, что в этих событиях видна, хотя и скрыто, рука Б-га.

Из десяти проявлений Б-жественной власти, указан­ных в Каббале, последняя — это царская власть. Как правитель нации, царь представляет собой воплощение власти. У него могут быть министры или советники, направляющие ход событий в определенное русло с по­мощью советов и махинаций. Но только царь воплощает в себе правительственную власть. Что мы понимаем под правительственной властью? В наши дни, напри­мер, глава государства выше по своим полномочиям, чем глава правительства. Премьер-министр тоже может обладать значительной властью, но он пользуется ею, выступая от имени интересов государства. Государст­во же представлено в лице короля или президента, — именно они воплощают собой государство. Г-сподь на­делил царей абсолютной властью, дабы они стали пря­мым воплощением Его власти над ними.

В длинной цепи событий всегда есть кульминацион­ная точка, где Б-г открывается людям. Нигде это не проявляется так, как в книге Эстер. В этой книге не упоминается имя Б-га, но когда все кончилось, всем открылось Его присутствие во всем, что произошло Все отдельные события соединились в одно целое, план Б-га был безупречен. Поэтому Эстер действи­тельно могла сказать мудрецам, что все стало яв­ным. Все поняли, что Б-г правит делами людей так же, как Он делал это в Египте, в пустыне сороколет-него блуждания, в земле Израиля, и что Он правит так же из-за завесы случайных совпадений, как Он делал это в Шушане.

Именно потому, что Имени Б-га нет в книге Эстер, Он присутствует там еще более, чем в какой-либо другой священной книге. Именно в книге Эстер мы видим Его абсолютную власть, конечное проявление Его бесконечной мудрости и могущества в земных, на первый взгляд, событиях нашей планеты.

В этом, может быть, и заключается причина того, что Б-г назван в книге Эстер Царем. В сравнении с этой земной царской властью — сущность его власти постигается наиболее ясно.

Нет, Он не скрыт от нас. Нам только кажется, что Он скрыт. Мы сами должны искать Его в каждом собы­тии в нашей жизни. Мегиллат Эстер показывает, как это сделать. Нужно лишь суметь прочесть эти настав­ления.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.