Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нерон направил в Иудею для подавления восстания прославленного полководца Веспасиана.

Наступление римлян

Вначале восстание евреев не вызвало никакой особой реакции в Риме. Вскоре, однако, положение изменилось. Известие о поражении, нанесенном повстанцами войскам Галла, встревожило правительство, и Нерон направил в Иудею для подавления восстания прославленного полководца Веспасиана. Всю зиму римская армия готовилась к войне. В Антиохии Веспасиан сконцентрировал сирийские легионы, а его сын Тит привел большое подкрепление из Египта. Весной 3827 года (67 год н.э.) прекрасно снаряженное войско в шестьдесят тысяч человек, возглавляемое Веспасианом, вошло в Эрец Исраэль. Агриппа направил свою армию в подкрепление Веспасиану и сам остался в его лагере. Веспасиан не сомневался, что маленькая провинция вынуждена будет сдаться в течение нескольких недель. Однако он столкнулся с героическим сопротивлением еврейского народа, и то, что казалось небольшой кампанией, оказалось длительной войной, продолжавшейся целых три года.

Вначале все шло хорошо для римлян. Когда римские войска вошли в Галилею, город Ципори сдался неприятелю и попросил у Веспасиана защиты от братьев-евреев. Римский полководец направил в Ципори шесть тысяч солдат, и в его руках оказалась укрепленная крепость в самом сердце Галилеи. Недалеко от Ципори собрал свой отряд Йосеф бен Матитьяу. Увидев мощное войско Веспасиана, он обратился в Иерусалим за подкреплением, но еще до его прибытия был разбит римскими легионерами, военный опыт которых сразу доказал свои преимущества перед недавно созданной еврейской армией. По этой причине Йосеф избегал прямой встречи с врагом, и римлянам удалось захватить большую часть Галилеи. Только в нескольких крепостях укрылись еврейские отряды, решившие сражаться с врагом до последней капли крови. Центром еврейского сопротивления стала крепость Ядфат. Йосеф бежал вначале в Тверию, а затем прибыл в Ядфат и присоединился к защитникам. Веспасиан намеревался захватить крепость врасплох, но евреи не дали ему приблизиться к крепостным стенам, и тогда Веспасиан начал осаду Ядфата.

Крепость Ядфат

Защитники крепости яростно сражались с врагом, не зная страха даже перед закаленными в боях римскими легионерами. Когда римляне начали устанавливать у крепостных стен метательные орудия, евреи вышли из крепости и напали на них. Когда же римляне закончили сооружать осадные и метательные орудия, евреи снова вышли из крепости и сожгли все сооружения. Неделя сменялась неделей, а неприятель не мог похвастаться никакими ощутимыми достижениями. Однако силы защитников города постепенно таяли. Один из предателей сообщил римлянам, что стоящие на охране крепостных стен воины на рассвете так устают, что теряют бдительность. На рассвете Тит с отрядом солдат напал на усталых стражей, убил их, вошел в крепость и раскрыл ее ворота. Тысячи вражеских воинов ворвались в крепость и захватили ее. Около сорока тысяч человек были убиты в Ядфате, двенадцать тысяч взяты в плен и, словно животные, проданы на рынках в рабство.

Предательство Йосефа

Когда римляне вошли в Ядфат, Йосеф бен Матитьяу вместе с еще сорока защитниками крепости спрятался в одной из пещер. Через несколько дней люди почувствовали, что враг напал на их след. Йосеф предложил всем выйти из пещеры и сдаться на милость врага, но ему ответили, что лучше погибнуть от руки друга, чем попасть в плен к врагу. Так они и сделали, убивая по жребию друг друга. Когда в живых остались лишь двое, Йосеф уговорил своего товарища сдаться в плен.

Очень скоро Йосеф сумел добиться расположения Веспасиана и стал его личным советником. Так человек, которому соплеменники доверили защиту Галилеи, оказался в лагере их злейшего врага. Несколько раз Йосеф пытался посредничать между римлянами и представителями своего народа, но каждый раз был с презрением отвергнут евреями.

Гамла и Гуш Хапав

После захвата Ядфата судьба Галилеи была решена. В руках врага вскоре оказались и другие крепости. Их защитники были убиты или взяты в плен и проданы в рабство. Невероятное мужество проявили защитники Гамлы. Когда римляне метательными снарядами сделали пробоину в городской стене и попытались через нее войти в город, жители закрыли пробоину своими телами, и враги покинули крепость. Через несколько дней римляне разрушили самое высокое укрепление на одной из стен и захватили город. Защитники героически сопротивлялись и, когда поняли, что нет надежды на победу, бросились сверху в глубокую пропасть за городской стеной, чтобы не попасть в руки римлян.

Последней пала крепость Гуш Халав, защитой которой руководил Йоханан. Когда он увидел, что жители хотят сдаться римлянам, Йоха-нан с небольшим отрядом сподвижников пробился сквозь ряды легионеров и добрался до Иерусалима. На следующий же день жители Гуш Халава открыли ворота врагу. Таким образом в 3827 году (67 год н.э.) Веспасиан покорил Галилею. После этого он подчинил себе все побережье вплоть до Ашдода.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Тора предъявляет высокие требования как каждому судье персонально, так и к судебной системе в целом. В данном материале кратко изложены функции еврейского раввинского суда — бейт дина. Читать дальше

Справедливое общество

Рав Арье Кармель

Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.

Врата Воздаяния. Причина страданий в этом мире

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла ««Врата воздаяния»»

Если на человека обрушиваются страдания, пусть проверит свои поступки. Проверил и не нашёл за собой греха, — значит он недостаточно изучает Тору. Но если он проверил и убедился, что не пренебрегал Торой, пусть знает, что это страдания, вызванные любовью к нему Творца...

Тора и бизнес. Споры

Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес»

Причина деловых споров заключается во взаимном непонимании. Лучше всего решать конфликты путем мирного диалога. Если решение не было найдено, обратитесь в религиозный суд.

Даат тфила 2. Значения слова тфила. Значение первое: молитва — суд

Рав Эуд Авицедек,
из цикла «Даат тфила»

Смысл акта молитвы — предстать перед Царем, как объясняет Рамбам: «Каков внутренний настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Б-гом»

Рассказы из жизни еврейских мудрецов 7. Настоящий судья

Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»

Когда Закона недостаточно

Рав Берл Вайн

В еврейском Законе существует понятие — «выход за пределы буквы закона». Что это означает и как применяется на практике?..

Рабство «по-еврейски»

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Известно, что тюрьма — «кузница кадров преступного мира». В ней не оставляют свою воровскую специальность, а усовершенствуют ее, приобретая «смежные профессии». Вышедший на свободу после заключения почти наверняка продолжит свои занятия. В его руках нет никакого полезного ремесла, но ему надо найти пропитание себе и своей семье. Поэтому скорее всего он снова пойдет воровать. Да и все время пока он сидел в тюрьме, чем питались его дети? Чем провинились маленькие дети, если общество наказывает их безотцовщиной? Понятно, что неслучайно Тора ни словом не упоминает тюрьму как средство борьбы с преступностью в еврейской среде.

Когда деньги выплачиваются одному из партнеров

Рав Цви Шпиц

Талмуд сообщает нам, что предварительное условие, позволяющее партнеру оставить себе спасенные деньги, состоит в том, что он заранее сказал, что намерен действовать от собственного имени