Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Частная сфера защищается законами Торы. Запрещено читать чужую переписку, подслушивать разговоры и проявлять излишний интерес к делам соседа. Не следует проявлять зависть к успехам и материальному положению ближнего.

а) Уединясь в собственном доме, в кругу своей семьи, человек реализует право на частную жизнь. В том и состоит одна из функций своего дома — чтобы у человека было место, где он может заниматься личными делами без постороннего вмешательства. Посягательство на эту частную сферу (например, намеренное «подсматривание» за тем, что происходит в чужом доме) расценивается как нарушение запрета наносить ущерб ближнему.

б) Аналогичный запрет действует на работе и в бизнесе.

в) Нельзя преднамеренно заглядывать в частные и деловые письма, лежащие на столе в чужом доме, даже если вы находитесь в нем по приглашению.

г) Следует избегать подслушивания чужих телефонных разговоров.

д) Если два человека живут или работают в одном помещении, им не следует проявлять интерес к личным делам соседа.

е) Если вы входите в богатый магазин, где прилавки буквально ломятся от обилия товаров, постарайтесь воздержаться от замечаний на этот счет. Не следует проявлять зависть.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.