Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Трудно представить себе, чтобы лик Б-жий был со­крыт от людей во времена пророков

Казалось, Б-г отдалился от людей неожиданно. Но это было предопределено уже в Торе. Не Б-г отдалился от еврейского народа, а еврейский народ сам отдалился, отошел от Б-га. Евреи пренебрегли своей зависимостью от Б-га и верой в высшее «Я»: «Я — Г-сподь, Б-г твой». Создав преграду, скрывшую Его образ, они, таким образом, были сами повинны в том, что лик Г-спода стал невидим для них. Но Он все же был там, за этой преградой. Он видел людей, хотя люди не видели Его. Для того запуганного, смятенного, растерянного поколения дерзостью была попытка сорвать завесу, скрывшую от него Б-га. Вернее, дерзость их заключалась в признании того, что Он Сам создает все завесы. Величие Мордехая и Эстер в том и состояло, что они вновь нашли Его для себя, открыли Его волю другим и тем самым навеки разогнали тьму, скрывавшую Его.

Многие из нас понимают историю не совсем так, как понимает ее еврейская мысль, то есть не так, как подходит к ней Тора. Существует Храм или разрушен — для многих это лишь второстепенный вопрос, относящийся к сфере культуры. Главным вопросом для них является существование еврейского государства. Тот Иерусалим, который Кир даровал своим еврейским подданным, представлял собой маленький город с окрестностями, то есть не более, чем точку на карте мира. Поселение не более важное по значению, чем любой другой населенный пункт, который дарует своим подчиненным добросердечный правитель. Да, многие привыкли к такому пониманию истории и абсолютно убеждены, что если Священная Земля и имела ранее какое-то значение, то лишь как страна, расположенная на пересечении дорог, соединяющих три континента.

Подлинная история того периода в том виде, в каком его понимает Тора, совершенно отлична от приведенного выше представления. Пророчество Иеремии подобно мечу висело над головами монархов. Для них Храм не был простым строением. Он воплощал собой понимание жизни, резко отличное от принятого ими. Б-г Израиля являлся силой, несущей гибель царям — от фараона до Санхерива. Если Его народу было суждено спасение, то, значит. Он должен низложить царей, господ, правителей всех стран, как Он делал это раньше, когда они угрожали жизни Его народа. Аман пытался убедить Ахашвероша в том, что евреев можно уничтожить безнаказанно. Но царь, хотя и ненавидел евреев, колебался. «Я боюсь, что их Б-г сделает мне то, что Он сделал моим предшественникам», — возражал он. Аман отвечал: «Евреи спят, они более не выполняют заповедей, как делали когда-то, они не заслуживают Б-жественного заступничества».

Аман и Ахашверош были более проницательны, чем евреи. Они тоже видели завесу, скрывающую лик Б-жий от евреев, но злодеи знали, что эта завеса — не беспричинное наказание свыше, а лишь следствие поступков самих людей.

Пророчество Иеремии устрашало не одно поколение монархов и их советников. Г-сподь сказал, что Вавилон будет господствовать 70 лет. И 70 лет Иерусалим будет лежать в развалинах. Если пророчеству суждено было сбыться, то монархам предстояло лишиться власти, а их империям — рассыпаться. В ожидании исполнения пророчества цари избегали проявлять неуважение по отношению к Б-гу, боясь тем самым вызвать Его гнев. Они жили в страхе, но они жили так же и в надежде, что разрушение Храма означало конец господства Б-га над людьми, что в результате спячки, охватившей еврейский народ, связь между ним и Б-гом — разрушилась. Число 70 представлялось магическим числом.

Если через 70 лет пророчество Иеремии не исполнится, Иерусалим навсегда останется вспаханным полем и приютом для лисиц. Бельшацар, внук и наследник трона Навухаднецара, со страхом считал дни по мере того, как приближался конец семидесятого года. Пророчество Иеремии было хорошо известно: «Когда пройдут в Вавилоне 70 лет». Существовавшая тогда Вавилонская империя была основана Навуходоносором в 3318 году (442 г. до н.э.). Он царствовал 45 лет. Его сменил его сын Эвил Меродах, который царствовал еще 23 года. Бельшацар со страхом считал оставшиеся месяцы до того, как он вступит в третий год своего царствования. И вот, семьдесят лет истекли. Он возрадовался, но радость его была неполной. Ему нужно было показать презрение к Б-гу, Которого он уже не боялся. Тогда-то Бельшацар и устроил пир, вошедший в легенду как образец невоздержанности. В честь своего празднества он сделал то, что не осмеливался делать даже его бесстыдный дед: он взял священные сосуды еврейского Храма, чтобы использовать их в своем диком пиршестве. А почему бы и нет? Ведь Иеремия ошибся! Вавилон пережил роковой срок, и Иерусалим не был восстановлен. Но ошибся не Иеремия, а Бельшацар. К утру он был мертв.

Чуть ниже мы обсудим, как были вычислены эти 70 лет. Здесь же повторим, что ни один вавилонский царь, даже после разрушения Иерусалима, не осмеливался осквернять его священные сосуды. Они хорошо знали, что, хотя в политическом отношении Иудея была лишь малозначащей провинцией, в духовной сфере она представляла собой значительную силу. Пророчество было для них не фикцией, не мистикой. Им было известно, что каждого, кто осмелится осквернить священные сосуды, ждет жестокое наказание.

Бельшацар был наказан за свою наглость в ту же самую ночь. Он был убит Дарием, мидийцем, и его зятем Киром, персом. Дарий предложил трон Киру, но последний отказался, так как в пророчестве Даниэля было сказано, что вавилонское царство перейдет сначала к Мидии, а потом к Персии. Таким образом, с помощью пророчества был решен важнейший государственный вопрос, кто из монархов имеет право на трон империи. Впрочем, продолжительность царствования каждого из царей была ничтожной: Дарий процарствовал год, а Кир — менее трех лет. В 3392 году (368 г. до н.э.) на трон Персидской империи, в новой столице Шушан, взошел Ахашверош.

Но и он посматривал на календарь. 70 лет, когда они закончатся? Бельшацар ошибся в расчете и поплатился за это жизнью. Ахашверош не собирался ошибаться. Согласно его расчетам семьдесят лет истекали на третьем году его царствования. Он отпраздновал это событие 180-дневным пиром, с которого начинается книга Эстер. И он тоже, в ознаменование того, что больше не зависит от пророчества Иеремии, сделал то, чего не осмеливался делать раньше: осквернил священные сосуды Храма. Но и его расчет был ошибочен, хотя ему удалось избежать мгновенного возмездия. Почему? Да потому, что, согласно воле Б-га, он должен был стать отцом того, кто исполнит слова пророков.

Публикуется с разрешения издательства «Швут Ами»


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.