Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вести за собой способен лишь тот, кто умеет себя вести, не даёт волю эмоциям, не идёт у них на поводу»Рав Ноах Орловек
Избранные главы из книги

דברי תורה קשין לקנותן ככלי זהב וכלי פז ונוחין לאבדן ככלי זכוכית.

Тора достается нелегко. Приобрести ее так же трудно, как приобрести золото, а потерять — так же легко, как хрупкое стекло (трактат Хагига 15a).


Если нелегко быть достойным учителем, то быть достойным учеником — тяжелее вдвойне. Учитель хотя бы решительно настроен на то, чтобы передать ученику свою мудрость, и глубоко убежден в важности этого дела. Ученик же должен бороться с ленью, стремлением к независимости и потребностью в самовыражении. Вот как говорит об этом Талмуд: «Не столько теленок хочет сосать, сколько корова хочет его накормить» (трактат Псахим 112а).

Трактат Ктубот 96а утверждает: כל מלאכה שעבד עושה לרבו, תלמיד עושה לרבו — «На ученике лежит обязанность обслуживать своего учителя точно так же, как раб должен обслуживать своего хозяина».[1] Высшая ступень подчинения — в таком свете видит Тора взаимоотношения ученика и учителя. Трудно, очень трудно добиться этого. Но, в конце концов, наш успех зависит от того, насколько примерными учениками мы станем.

Так давайте же приступим к учебе.

Мы обсуждали трудности, с которыми сталкивается большинство из нас на пути к абсолютному подчинению, которого Тора, на первый взгляд, требует от ученика. Это дело тонкое и хитрое, потому что в данном контексте подчинение не является синонимом безоговорочного принятия каждого слова, слетевшего с уст учителя. Достаточно вспомнить, как разгневался раби Йоханан на раби Элазара, который был послан, чтобы утешить учителя после кончины Рейш Лакиша. Как свидетельствует трактат Бава Меция 84a, на каждую новую мысль, высказанную раби Йохананом, раби Элазар откликался множеством доказательств, подтверждающих верность слов учителя.

אמר את כבר לקישא? בר לקישא, כי הוה אמינא מילתא הוה מקשי לי עשרין וארבע קושייתא, ומפרקינא ליה עשרין וארבעה פרוקי, וממילא רווחא שמעתא. ואת אמרת תניא דמסייע לך, אטו לא ידענא דשפיר קאמינא?

Сказал раби Йоханан: «Как ты можешь заменить Рейш Лакиша? Стоило мне высказать новую точку зрения, как у него сразу находилось двадцать четыре контраргумента, на которые я был вынужден искать ответ. В ходе таких “переговоров” заострялось, расширялось и углублялось наше понимание вопроса. Ты же приводишь доказательства правоты моих тезисов. Не знаю ли я и без твоих доказательств, что я прав? (Я жажду обдуманной, конструктивной критики, а не раболепного согласия!)»

Так где же проходит четкая граница между независимостью и зависимостью, истинной зависимостью, определяющей истинного ученика? Ответ мы найдем в трактате Таанит 7a.

למה נמשלו דברי תורה כעץ, שנאמר (משלי ג") עץ חיים היא למחזיקים בה, לומר לך: מה עץ קטן מדליק את הגדול אף תלמידי חכמים, קטנים מחדדים את הגדולים. והיינו דאמר רבי חנינא: הרבה למדתי מרבותי ומחבירי יותר מרבותי, ומתלמידי יותר מכולן.

Почему слова Торы сравниваются с деревом? Потому что как от маленького дерева может загореться большое дерево, так и юные мудрецы могут заострить мышление более зрелых ученых. Это то, что имел в виду раби Ханина, сказав: «Многому научился я от своих учителей, еще большему — от своих соратников, но больше всего — от своих учеников».[2]

Настоятельное требование от учителя ясности — одна из услуг, оказываемых ему учеником. Скромная щепка обнаруживает свою полезность и значительность, поджигая полено, — ведь она одарила его огнем. Сам ученик в результате будет согрет и оживлен озарениями, обдуманными и отточенными в уме его учителя, которым он дал исходный толчок.

В конце концов, подлинность Торы определяется только тем, до какой степени она является выражением традиции, восходящей к прошлым поколениям: רק השמר לך ושמר נפשך מאד פן תשכח את הדברים אשר ראו עיניך ופן יסורו מלבבך כל ימי חייך והודעתם לבניך ולבני בניך. — «Остерегайся, чтобы не забыть то, что видели твои глаза, не позволяй этому ускользнуть из твоего сердца и передай своим детям и детям своих детей!» (Дварим 9:4). Рамбан объясняет, что первичной гарантией сохранности традиции станет врожденное доверие, которое испытывает каждый ребенок к своим родителям. האב לא ישקר לבנו — «Отцы не лгут своим детям».[3] Это — тема первой мишны Пиркей Авот.

משה קבל תורה מסיני ומסרה ליהושע ויהושע לזקנים וזקנים לנביאים ונביאים מסרוה לאנשי כנסת הגדולה

Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа, который передал ее старцам, которые передали ее пророкам, а те передали ее мудрецам Великого Собрания.

Итак, вот что мы имеем. Если мы хотим обладать Торой, мы должны совершенствовать наше искусство «быть учениками» и связанные с этим конкретные навыки. Единственный залог незыблемой сохранности Торы — это жадный и восприимчивый ум нового поколения, тех, в ком слово Б-га, хранимое традицией, найдет свое вечное возрождение.

Как мы до этого дойдем? Начнем со слов раби Йеошуа бен Прахия в Авот 1:6. Вместе с Нитаем Аарбели они составляют одну из זוגות, пар, чьи учения увековечены в первой главе трактата Авот. Маараль (Дерех хаим к первой главе) учит нас, что эти пары (Наси и Ав бейт-дин в различные времена эпохи Второго Храма) разбирают тесно связанные вопросы, рассматривая каждый их аспект со своей точки зрения.[4] Следовательно, нам надо изучить слова Наси раби Йеошуа вместе со словами его коллеги Нитая Аарбели, Ав бейт-дина.[5]


נתאי הארבלי

ר» יהושע בן פרחיה

הרחק משכן רע

Отдались от дурного соседа.

עשה לך רב

Найди того, кому ты подчинишь свой образ мысли, и признай его идеальным учителем.[6]

ואל תתחבר לרשע

Не связывайся со злодеем.

וקנה לך חבר

Установи прочные отношения с соратником по учебе.

ואל תתיאש מן הפורעניות

Знай, что настанет день окончательной расплаты.

והוי דן את כל אדם לכף זכות

Суди каждого благосклонно.

Мы разберем эти пары высказываний по очереди.



[1] См. Йоре деа 242:19, 30 о том, что на практике это обязательство применимо только по отношению к רבו מובהק — учителю, от которого ученик получил большую часть своих знаний. Сегодня, когда учебный материал берется из печатных источников, это уже не актуально. Здесь нас волнует не столько практическое применение Закона, сколько подход и мировозрение, которые стоят за этим.

[2] Раши объясняет, что причиной этого служат вопросы, которые они задают. Учитель всегда должен быть начеку, чтобы успешно справиться с любой поставленной учениками задачей.

[3] В данном контексте у нас есть полное основание рассматривать термин «отцы» в широком смысле, включая учителей и целый комплекс учреждений, являющихся посредниками в передаче драгоценных истин.

Чтобы иметь представление о том, насколько наше поколение ниже, достаточно заметить, что утверждение, будто бы дети безоговорочно принимают то, что передают им их отцы, вызывает невольную улыбку. Насколько же бедно поколение, которое за считанные доли секунды рассылает сообщения по всему миру, но потеряло естественные навыки общения между детьми и родителями.

Поиски возможных причин этого плачевного разрушения доверия требуют особенно тщательного подхода. Я вынужден отложить это исследование на будущее.

[4] По утверждению Маараля, подход Наси, личность которого должна способствовать объединению еврейского народа, основан на любви (עבודה מאהבה), тогда как Ав бейт-дин, чья прямая обязанность — претворять Закон в жизнь, рассматривает те же аспекты, основываясь на Б-жественном страхе (עבודה מיראה).

В высказываниях этих мудрецов разница подходов выражается в подаче Нитаем (Ав бейт-дин) в отрицательной форме тех же идей, которым раби Йеошуа (Наси) придал утвердительную форму.

[5] Быть может, нам понадобились некоторые оговорки, для того чтобы это предположение оправдывало себя в любой ситуации. Афоризмы некоторых пар затрагивают совершенно разные вопросы. Однако во втором высказывании обоих учителей, раби Йеошуа бен Прахии и Нитая Аарбели, мы находим подтверждение нашего мнения. Там, где раби Йеошуа учит нас וקנה לך חבר, Нитай предупреждает אל תתחבר לרשע. Схожесть этих двух высказываний слишком очевидна, чтобы оказаться случайной.

[6] См. ниже — скорее, для обдумывания, чем для глубокого и тонкого толкования.

с разрешения издательства Швут Ами


Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель. Читать дальше

Недельная глава Беар

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты и Йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На разрушение мира, которое произойдет перед приходом Машиаха, косвенно указывают заповеди о шмите и йовеле. Поэтому так важно соблюдать сказанное в них.

Врата Востока. Недельная глава Беар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Избранные комментарии на главу Беар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

На тему недельной главы. Беар 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недельная глава Беар — Бехукотай

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай