Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий может стать праведником, как Моше Рабейну, или злодеем, как Йеровам, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым… Лишь он сам по своему разумению направляется по тому пути, который изберёт»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы раскаяния 5, 2
Избранные главы из книги

В начальный период существования государства, когда его учреждения чинили препятствия созданию школ общины харедим, чтобы вынудить родителей посылать детей в государственные и государственно-религиозные школы, возник вопрос: воевать — или, быть может, в силу безвыходной ситуации покориться и, выбирая меньшее из зол, посылать детей в государственно-религиозные школы?

Когда к нашему учителю пришли, чтобы выяснить его мнение по этому вопросу, он ответил: «По этому поводу наши мудрецы, будь благословенна их память, постановили следующее: более сильный — побеждает!»[4]

Спрашивающие поняли было, будто наш учитель имеет в виду, что сильная сторона — это государство, и поэтому нужно уступить.

Но когда они повернулись, чтобы уходить, наш учитель позвал их и пояснил: «Я имел в виду то, что сказал РОШ[5] (на Бава батра, 34б; РОШ — гл. 3, п. 22) в обоснование закона “более сильный побеждает”: “Не представляется возможным предполагать, что мудрецы установят закон (таким образом), что спорящие останутся на всю жизнь при своем споре и в ссоре… И еще: тот из них, кто в действительности прав в этом споре, проявит самопожертвование[6], чтобы забрать себе свое (имущество, и его самопожертвование будет больше), чем у его соперника, действующего ради грабежа”[7]. Так и вы: истина с вами — так проявите же самопожертвование, и тот, кто проявит его (в большей мере) — победит!»



[4]
В Гемаре (Бава батра, 34б) приводится ситуация, когда двое претендует на одно и то же имущество, и каждый говорит: оно принадлежало моим предкам, — но при этом ни у одного из них нет достаточных доказательств. Наши мудрецы установили для этого случая, при определенных условиях, закон: «более сильный побеждает» (упоминаемый также и в других местах Гемары; смысл его в том, что спорное имущество остается у того, кто силой захватил его первым, — до того времени, пока второй не представит доказательства, что оно принадлежит ему. См. у комментаторов также о том, чем этот случай отличается от ситуации, когда «двое держатся за один талит» и должны разделить его стоимость поровну между собой, согласно мишне Бава меция, 1:1).

[5] РОШ — аббревиатура «рабейну Ашер», один из наиболее выдающихся мудрецов эпохи ришоним.

[6] При первоначальном «силовом» захвате, поскольку в дальнейшем ни одному из них уже нельзя будет действовать силой.

[7] РОШ пишет там еще, что грабитель не станет вкладывать в борьбу за имущество все свои силы, опасаясь, что его соперник представит, в конце концов, дополнительные доказательства, и добыча будет у него отнята судом.


Отношения с людьми в иудаизме определяются основным правилом — любви к ближнему. Законы, регламентирующие отношения между людьми, настолько важны, что предшествуют всем другим законам Читать дальше

Как одолеть гнев 1. Молчание и тихая речь

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Как противостоять гневу и оскорблениям? Гнев лишает человека чистоты видения, лишает рассудка. Кривые пути становятся прямыми, запрещенное — разрешенным...

Тора и психология. Преодоление страхов. Страх провала и страх отверженности.

Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»

В модели атеистов от обоих этих страхов избавиться нельзя. Люди их сами порождают. Они появляются как следствие убеждения, что у мира нет Творца.

Береги свою речь. Как не слушать лашон-ара?

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Береги свою речь»

Группа сослуживцев увлеченно обсуждает какую-то занимательную тему. Мимо проходит Александр Швицер, который отлично знает, что скорее всего те занимаются злословием. Но любопытство перетягивает. Он подходит к группе, говоря про себя: "Просто интересно послушать, о чем они болтают. Но их сплетням я верить не намерен!"

Как одолеть гнев 5. Советы по борьбе с гневом

Рав Авраам Елин,
из цикла «Как одолеть гнев»

Гнев изгоняет из человека душу, и тот, кто возвышался над всем творением, попадает под власть самых низких сил.