Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Евреи, которые способны подняться на недостижимые высоты, если уж опускаются — то опускаются в пропасть»Рав Шмуэль Ойербах
Избранные главы из книги

Мы проделали неблизкий путь в поисках настоящего учителя. Мы задумались над тем, что могло бы случиться с Абайе и Равой, если бы их учитель был менее чуток и попытался навязать Абайе усидчивость Равы или призвал Раву поучиться энергичности у Абайе. Мы доказали, что рабан Йоханан бен Закай являлся образцом учителя, он позволил каждому из своих учеников отточить и реализовать то уникальное качество, которым каждый из них был одарен или, по крайней мере, стремился воспитать в себе.

Кто может понять всю глубину утраты, если бы любой из этих пяти миров, которые представляли собой пятеро учеников раби Йоханана бен Закая, был утерян из-за чрезмерной строгости в попытке превратить их в безликую массу? Не следует удивляться, что трактат Авот уделяет столько внимания этому конкретному разделу.

В идеале весь процесс учебы должен быть реминисценцией Синайского Откровения (см. Брахот 22а), когда была учтена индивидуальность каждой отдельной личности из нескольких миллионов, присутствующих при этом событии.

בוא וראה היאך הקול יוצא, אצל כל ישראל כל אחד ואחד לפי כחו, הזקנים לפי כחן, הבחורים לפי כחן, והקטנים לפי כחן, והיונקים לפי כחן, והנשים לפי כחן, ואף משה לפי כחו, שנאמר (שמות יט) משה ידבר והאלהים יעננו בקול, בקול שהיה יכול לסובלו, וכה»א (תהלים כט) קול ה» בכח, בכחו לא נאמר אלא בכח, בכחו של כל אחד ואחד.

 

Давайте посмотрим, как раздавался Голос [с горы Синай]. Каждый еврей слышал его точно в той мере, которая подходила его личности. Старики, молодые люди, дети и даже грудные младенцы слышали Голос в соответствии с возможностями своего восприятия… Это то, что имеется в виду в Теилим 29: קול ה» בכח — «Голос Всевышнего слышался с силой». Не сказано «с Его силой» (чего следовало бы ожидать от описания Б-жественной речи), но просто «с силой». Степень силы соответствовала личности каждого отдельного еврея (Шмот раба 5:9).

Лучшим педагогом недавнего прошлого считается Алтер из Слободки. Среди духовных лидеров еврейского народа больше всего его учеников. Американское еврейство было свидетелем деятельности таких выдающихся личностей, как рав Аарон Котлер זצ"ל, рав Яаков Ицхак Рудерман זצ"ל, рав Ицхак Гутнер  זצ"לи др. Каждый из них был типичным учеником, но все они значительно отличались друг от друга.

Проанализированный нами раздел трактата Авот следует принять к сведению каждому из нас, особенно родителям и педагогам. Ни в коем случае нельзя упускать из виду важность того, что наш קול должен звучать כפי כחו של כל אחד ואחד.

с разрешения издательства Швут Ами


Эта недельная глава — самая большая из всех глав Торы. В ней, среди прочего, рассказывается о подсчете семейств левитов и той службе, которую им поручил Всевышний в пустыне. Также глава повествует о заповедях назира (назорея), благословении коэнов, обряде сота и о многом другом. Читать дальше

Недельная глава Насо

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Насо»

Объяснение текста благословения коэнов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Б-г благословенный повелел Моше передать Аарону и его сыновьям формулировку благословения коэнов, то есть, точные слова, которыми они будут благословлять общину сыновей Израиля.

Избранные комментарии к недельной главе Насо

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всякое прегрешение против нравственности порождено помрачением рассудка. Нравственная истина и истина логическая — синонимы, и человек может согрешить, только если лишится сперва истинной перспективы.

Кто учит Торе сына ближнего, как бы дает ему рождение. Насо

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.