Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Истина в том, что главное — не учение, а действие, поскольку Тора и человек — одно целое: Тора должна привести человека к тому, чтобы все его действия, все поступки, всё поведение проверялось по ней, не отклоняясь от нее ни вправо, ни влево.»Рав Йосеф-Юзл Горовиц, саба из Новардока, из книги «Уровень человека»
Избранные главы из книги

Мы проделали неблизкий путь в поисках настоящего учителя. Мы задумались над тем, что могло бы случиться с Абайе и Равой, если бы их учитель был менее чуток и попытался навязать Абайе усидчивость Равы или призвал Раву поучиться энергичности у Абайе. Мы доказали, что рабан Йоханан бен Закай являлся образцом учителя, он позволил каждому из своих учеников отточить и реализовать то уникальное качество, которым каждый из них был одарен или, по крайней мере, стремился воспитать в себе.

Кто может понять всю глубину утраты, если бы любой из этих пяти миров, которые представляли собой пятеро учеников раби Йоханана бен Закая, был утерян из-за чрезмерной строгости в попытке превратить их в безликую массу? Не следует удивляться, что трактат Авот уделяет столько внимания этому конкретному разделу.

В идеале весь процесс учебы должен быть реминисценцией Синайского Откровения (см. Брахот 22а), когда была учтена индивидуальность каждой отдельной личности из нескольких миллионов, присутствующих при этом событии.

בוא וראה היאך הקול יוצא, אצל כל ישראל כל אחד ואחד לפי כחו, הזקנים לפי כחן, הבחורים לפי כחן, והקטנים לפי כחן, והיונקים לפי כחן, והנשים לפי כחן, ואף משה לפי כחו, שנאמר (שמות יט) משה ידבר והאלהים יעננו בקול, בקול שהיה יכול לסובלו, וכה»א (תהלים כט) קול ה» בכח, בכחו לא נאמר אלא בכח, בכחו של כל אחד ואחד.

 

Давайте посмотрим, как раздавался Голос [с горы Синай]. Каждый еврей слышал его точно в той мере, которая подходила его личности. Старики, молодые люди, дети и даже грудные младенцы слышали Голос в соответствии с возможностями своего восприятия… Это то, что имеется в виду в Теилим 29: קול ה» בכח — «Голос Всевышнего слышался с силой». Не сказано «с Его силой» (чего следовало бы ожидать от описания Б-жественной речи), но просто «с силой». Степень силы соответствовала личности каждого отдельного еврея (Шмот раба 5:9).

Лучшим педагогом недавнего прошлого считается Алтер из Слободки. Среди духовных лидеров еврейского народа больше всего его учеников. Американское еврейство было свидетелем деятельности таких выдающихся личностей, как рав Аарон Котлер זצ"ל, рав Яаков Ицхак Рудерман זצ"ל, рав Ицхак Гутнер  זצ"לи др. Каждый из них был типичным учеником, но все они значительно отличались друг от друга.

Проанализированный нами раздел трактата Авот следует принять к сведению каждому из нас, особенно родителям и педагогам. Ни в коем случае нельзя упускать из виду важность того, что наш קול должен звучать כפי כחו של כל אחד ואחד.

с разрешения издательства Швут Ами


Сара — великая праведница и пророчица. Даже Аврааму велел Б-г «слушать» все, что она скажет. Тем не менее, долгие годы Сара была бесплодной, и только прямое вмешательство Всевышнего помогло ей родить сына Ицхака. Читать дальше

Недельная глава Ваера

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

В недельной главе «Ваера» («И явился») рассказывается о полученном Авраhамом предсказании, что у Сары родится сын и когда именно, о городах Сдом и Амора (в привычном для русского читателя звучании — Содом и Гоморра), об их уничтожении и спасении Лота, о том, как царь Авимелех взял Сару к себе во дворец, но вынужден был возвратить ее Авраhаму, о рождении и обрезании Ицхака, удалении Ишмаэля, союзе с филистимским царем Авимелехом и о последнем, десятом испытании Авраhама — требовании Б-га принести в жертву Ицхака.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Избранные комментарии на недельную главу Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.

Эпоха праотцев 6. Аврам и Сарай, Ѓагар и Ишмаэль

Рав Ицхак Гольденберг,
из цикла «Эпоха праотцев»

Дать Авраму сына-преемника — такова воля, таково решение Творца. Сарай считает, что способствовать этому — её долг