Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Избранные главы из книги

Мы проделали неблизкий путь в поисках настоящего учителя. Мы задумались над тем, что могло бы случиться с Абайе и Равой, если бы их учитель был менее чуток и попытался навязать Абайе усидчивость Равы или призвал Раву поучиться энергичности у Абайе. Мы доказали, что рабан Йоханан бен Закай являлся образцом учителя, он позволил каждому из своих учеников отточить и реализовать то уникальное качество, которым каждый из них был одарен или, по крайней мере, стремился воспитать в себе.

Кто может понять всю глубину утраты, если бы любой из этих пяти миров, которые представляли собой пятеро учеников раби Йоханана бен Закая, был утерян из-за чрезмерной строгости в попытке превратить их в безликую массу? Не следует удивляться, что трактат Авот уделяет столько внимания этому конкретному разделу.

В идеале весь процесс учебы должен быть реминисценцией Синайского Откровения (см. Брахот 22а), когда была учтена индивидуальность каждой отдельной личности из нескольких миллионов, присутствующих при этом событии.

בוא וראה היאך הקול יוצא, אצל כל ישראל כל אחד ואחד לפי כחו, הזקנים לפי כחן, הבחורים לפי כחן, והקטנים לפי כחן, והיונקים לפי כחן, והנשים לפי כחן, ואף משה לפי כחו, שנאמר (שמות יט) משה ידבר והאלהים יעננו בקול, בקול שהיה יכול לסובלו, וכה»א (תהלים כט) קול ה» בכח, בכחו לא נאמר אלא בכח, בכחו של כל אחד ואחד.

 

Давайте посмотрим, как раздавался Голос [с горы Синай]. Каждый еврей слышал его точно в той мере, которая подходила его личности. Старики, молодые люди, дети и даже грудные младенцы слышали Голос в соответствии с возможностями своего восприятия… Это то, что имеется в виду в Теилим 29: קול ה» בכח — «Голос Всевышнего слышался с силой». Не сказано «с Его силой» (чего следовало бы ожидать от описания Б-жественной речи), но просто «с силой». Степень силы соответствовала личности каждого отдельного еврея (Шмот раба 5:9).

Лучшим педагогом недавнего прошлого считается Алтер из Слободки. Среди духовных лидеров еврейского народа больше всего его учеников. Американское еврейство было свидетелем деятельности таких выдающихся личностей, как рав Аарон Котлер זצ"ל, рав Яаков Ицхак Рудерман זצ"ל, рав Ицхак Гутнер  זצ"לи др. Каждый из них был типичным учеником, но все они значительно отличались друг от друга.

Проанализированный нами раздел трактата Авот следует принять к сведению каждому из нас, особенно родителям и педагогам. Ни в коем случае нельзя упускать из виду важность того, что наш קול должен звучать כפי כחו של כל אחד ואחד.

с разрешения издательства Швут Ами


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.