Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Богатырь — это тот, кто покоряет своё влечение ко злу в момент, когда близок к совершению греха»Виленский Гаон
Доди ли (возлюбленный мой мне) — в нисане, веани ледоди (и я возлюбленному моему) — в тишрее

Когда мы установили, что основа нашей работы в это время — воцарение, подумаем, что значит «сделать Его царем»?

Известны слова мудрецов (Недарим 32а) «В три года Авраам узнал своего Творца» — а до того поклонялся идолам, деревьям, камням[1] и тому подобному.

У меня возник вопрос: в чем новшество Авраама[2], ведь и до него Ноах и его сын Шем были пророками и обучали Торе наших праотцев, Авраама, Ицхака и Якова. Хатам Софер добавляет (в последнем ответе к Йорэ деа), что Творец учил всей Торе Адама, чтобы тот был совершенным. Адам передал это потомкам, Ханоху и Метушелаху, которому было 520 лет, когда умер Адам. И тот научил Торе Ноаха и Шема. В момент его смерти Ноаху было шестьсот лет, а Шему — сто.

Вот цепь традиции: Адам получил Тору от Творца, передал Метушелаху, тот Ноаху и Шему. Ноах учил Авраама, Шем — Авраама, Ицхака и Якова. Потом святые праотцы учили двенадцать сыновей, которые передали Тору всем, кто сошел с Яковом в Египет. А в Египте, согласно мидрашу (Танхума, Ваера), левиты каждую субботу учили Торе весь народ. Но, говорит Хатам Софер, до Исхода знание Торы не было основано на вере. Это было ясное знание без сомнений.

Спрашивается, если в поколении Вавилонской башни и разделения народов Аврааму было 48 лет, и еще был жив Ноах (а в Седер адорот написано, что Ноах учил Авраама с десяти до пятидесяти лет), в чем же нововведение Авраама? Ноах и Шем знали о существовании Творца. Даже о Нимроде сказано, что «он знал своего Властелина, но хотел против Него бунтовать» (Ялкут Шимони, Бехукотай).

Удивительно! Как с этим знанием Ноах и Шем остались во всех отношениях гоями, как Шем остался бен Ноах[3]?

Когда Авраам вышел живым из огненной печи, куда его бросил Нимрод, ему было 52 года[4], еще живы были Ноах и Шем. Как известно, Нимрод и его приближенные осудили тогда Авраама на смерть в огненной печи, потому что он отказывался признавать идолов и распространял знание о Творце мира. Как же Ноах и Шем не вступились за него?

Более того, мидраш рассказывает: когда Авраам был чудом спасен от огня, Нимрода люди лишили власти, и он сам стал слугой Авраама авину. Согласно мидрашу, Ноах жил после этого еще шесть лет, и больше о нем ничего не слышно. Шем тоже не стал евреем после этих потрясающих событий.

Вопрос об Аврааме так и не разъяснила традиция.


[1] Делал себе идолов из живых существ и материального, как множе­ство и сегодня. Интересны в этом плане символы христианства и ислама: дерево креста — поклонение живому человеку, и камень Каабы — возможно, вселенной, ее Творцу и Судье, но не Ашему — Г.С.

[2] Обычно говорят, что Авраам принес миру идею одного Б-га — Г.С.

[3] Остается просто человеком, не становится евреем, заключившим союз с Творцом.

[4] Числовое значение слова бен — сын — Он становится сыном Творца, а тот обретает качество ав — отец — Г.С.


Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель. Читать дальше

Недельная глава Беар

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Содержание раздела и краткие очерки на тему недельной главы

Ужасные бедствия, намеки на которые содержатся в заповедях Шмиты и Йовеля

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На разрушение мира, которое произойдет перед приходом Машиаха, косвенно указывают заповеди о шмите и йовеле. Поэтому так важно соблюдать сказанное в них.

Врата Востока. Недельная глава Беар

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Беар

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава Беар в основном посвящена владению землей и рабами в Эрец Исраэль, то есть, законам о выкупе земли и еврейских рабов и законам года отдыха земли: шмита и йовель.

Избранные комментарии на главу Беар

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

На горе Синай Всевышний дал евреям законы о седьмом годе. Это место было выбрано неслучайно: Творец продемонстрировал, что только Он является истинным хозяином и владельцем еврейской земли.

Тора запрещает обманывать при продаже. Беар

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Запрещено красть даже самую мелкую монету, а также незаслуженно хвалить свой товар. Нельзя рассказывать ближнему о покупке той же вещи подешевле, чтобы не расстраивать его.

На тему недельной главы. Беар 2

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Недельная глава Беар — Бехукотай

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Беар — Бехукотай