Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы, связанные с Храмом

66-я заповедь – запрещение оставлять тело повешенного преступника “ночевать на дереве” (Дварим 21:23), чтобы оно не пробуждало в людях воспоминаний о совершенном преступлении, – ведь, согласно закону Торы, вешают на дереве лишь тела тех казненных (Д 230), кто проклинал Ашема или служил идолам, поскольку про того, кто служит идолам так же сказано: “Ашема он проклинает” (Бемидбар 15:30).

Этот запрет выражен в следующем Его речении, да будет Он превознесен: “Если человек будет приговорен к смерти, и умертвив его, ты повесишь его на дереве, то не дай телу его ночевать на дереве, а погреби его в тот же день, ибо повешенный – поругание Б-га...” (Дварим 21:23). И сказано в Сифри: “Не дай телу его ночевать на дереве” – это заповедь “Не делай”.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 6-ой главе трактата Санхедрин (45б-47а). 

67-я заповедь – запрещение приостанавливать несение сторожевой службы в Храме и отменять постоянный ночной дозор. И об этом Его речение: “И тщательно охраняйте Святилище” (Бемидбар 18:5).

Мы уже разъяснили в комментарии к 22-ой предписывающей заповеди, что приказ об охране Святилища и ночном дозоре вокруг него – это заповедь “Делай”. Здесь же укажем, что невыполнение этого требования – нарушение заповеди “Не делай”. И сказано в Мехильте: “И тщательно охраняйте Соборный Шатер” (там же 18:4) – из этого речения мы учим заповедь “Делай”. А из какого речения учим заповедь “Не делай”? Тора говорит: “И тщательно охраняйте Святилище” (и поскольку два следующих друг за другом речения повторяют тот же приказ, мудрецы толкуют первое из них как предписывающую заповедь, а второе, обладающее определенными языковыми особенностями, свойственными запрету, – как заповедь “Не делай”. Подробнее см. Сефер ахинух, 391 и Минхат хинух, там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в начале трактата Тамид и в трактате Мидот.  

68-я заповедь – запрещение, обращенное к первосвященнику, заходить в Святая Святых Храма в любое время. Он должен воздерживаться от этого, проявляя тем самым уважение к Святилищу и трепет перед Шехиной (Б-жественным Присутствием). И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: “И сказал Ашем Моше: скажи Аарону, твоему брату, чтобы он не во всякое время входил в Святилище, за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер, ибо в облаке являюсь Я над крышкой” (Ваикра 16:2). Этот запрет подразумевает две различных границы: во-первых, первосвященнику запрещено вступать в Святая Святых – кроме одного раза в году, в Йом кипур, но и в этот день только во время, отведенное для его служения; а во-вторых, коэнам запрещено заходить в Святилище в любые дни года – кроме времени, отведенного каждому для его служения.

Вкратце этот запрет можно выразить так: любому коэну запрещено заходить в Святилище, в места своего служения, во всякое время, кроме того, что отведено для служения, – и первосвященнику в Святая Святых, и рядовому коэну – в само Святилище.

И если первосвященник преступает этот запрет и заходит в Святая Святых не в час служения, он подлежит смерти “от руки Небес”; а если рядовой коэн вступает в Святилище не в свое урочное время, он карается бичеванием.

Сказано в Сифре (Ахарей): “...чтобы он не во всякое время...”, даже в сам Йом кипур,  “... входил в Святилище, за завесу...” – и тем более в остальные дни года... Может быть, рядовой коэн, вступивший в неурочное время в Храм, тоже подлежит смерти? Но Тора говорит: “...за завесу, и не приближался к крышке, покрывающей ковчег, дабы он не умер”. Так как же? Вступивший “за завесу” – подлежит смерти, а вступивший в неурочное время на остальную территорию Святилища – нарушает тем самым запрет Торы, но смерти не подлежит”. А в трактате Менахот (27б) однозначно сказано: “Вступивший в Святилище карается 39-ю ударами” – т.е. подлежит бичеванию.

69-я заповедь – запрещение коэну с определенными физическими увечьями (см. Ваикра 21:18-20) заходить в Святилище, а также приближаться к жертвеннику и заходить в пространство между жертвенником и Святилищем. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “К завесе да не подойдет и к жертвеннику не подступит, ибо увечен он” (там же 21:23). А в начале раздела Тоарот (Келим 1:9) разъясняется, что увечным коэнам, а так же коэнам, которые не стриглись более тридцати дней, запрещено вступать во все пространство между жертвенником и Святилищем и, тем более, в само Святилище.

В Сифре (Эмор) также разъяснено, что два этих запрета – “К завесе да не подойдет...” и “...к жертвеннику не подступит” – не только дополняют друг друга, но и взаимно обуславливают друг друга, составляя единый закон, определяющий границы храмовой территории, запретной для коэнов с физическими увечьями. И тот из них, кто умышленно нарушит эти границы, – даже не для того, чтобы нести служение (НД 70) – карается бичеванием. 

Семидесятая заповедь – запрещение коэну с постоянным физическим увечьем нести служение в Храме. И об этом речение Ашема: “Говори Аарону следующее: никто из семени твоего во всех поколениях, у кого будет увечье, не подойдет, чтобы приносить хлеб своего Б-га” (Ваикра 21:17), – т.е. “не подойдет”, чтобы нести служение. И если увечный коэн совершает служение, он карается бичеванием. И так сказано в Сифре (Эмор): “Увечный коэн не подлежит смерти за свое служение, но он, тем не менее, преступает запрет Торы”.

 

 

 

 

 

Печатается с разрешения издательства "Швут Ами"

Для того чтобы стать хорошим учителем, надо учиться 5 лет и ещё хотя бы 3 года стажа. Получается, учителям требуется 8 лет учёбы, чтобы родители могли доверить им своё чадо на несколько часов в день. А сколько учились мы, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? Читать дальше

Основные принципы воспитания детей 1. Воспитание. Что это?

Рав Ашер Кушнир

Мы начинаем курс занятий, на которых попробуем изложить основные принципы воспитания детей. Наше первое занятие посвящено общим положениям, определениям, тем теоретическим принципам, которые лежат в основе всех практических выводов.

Как уберечь детей от влияния улицы

Рав Яков Доктор

Многие родители сталкиваются с проблемой отрицательного влияния улицы. В детском и особенно в подростковом возрасте важнейшим мнением для человека является мнение его сверстников. Ради того, чтобы им понравиться, он готов на любые жертвы. Поэтому нередко конкуренции с мнением улицы родительский дом не выдерживает. А если на улице доминируют дурные компании, это грозит семье настоящей бедой. Я лично знаю несколько подобных случаев

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 3. Учись учиться

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 5. Болезнь небрежности и лени, и чем ее лечат

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Совершенная Мера» 6. О воспитании и обучении сыновей и о порицании

Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»

Книга написанная равом Элияу из Вильно - Виленским Гаоном

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 4. Главное о душевных болезнях и их лечении

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим). К родителям и учителям

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Становление личности 1. Условные связи

Рав Йехиэль Якобзон,
из цикла «Становление личности»

Эта брошюра призвана не укреплять веру и Б-гобоязненность родителей, а только дать им практические советы о том, как можно привлечь поддержку Небес