Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний мог послать нашему праотцу манну, как это было сделано в пустыне. Зачем же в поисках пищи Авраам спустился в Египет, предпочитая натуральные пути борьбы с голодом?

Аврам приходит в место, в которое его послал Всевышний. Там начинается голод. В чем дело? Всевышний при помощи испытаний формирует новый тип праведника. Какая разница между Аврамом и Ноахом?

Если ввести образное сравнение, то Ноах уподоблен электрическому прибору, питающемуся от сети. Аврам некоторое время в состоянии питаться «от батарейки». Эта сила, переданная его потомкам-евреям, позволяла им сохранять веру в Б-га даже в страшные времена преследований.

Что же должен был сделать праведный Аврам в голод? Сидеть и ждать «манны небесной», как рекомендует Рамбан? Рамбан считал, что Аврам ошибся, спустившись в Египет в поисках хлеба, и потому потребовалось вмешательство Всевышнего для спасения чести его супруги. Еврейский народ, повторяя его путь, также ищет в Египте хлеб и попадает в рабство. В итоге Всевышнему приходится чудесами спасать честь всех еврейских женщин от похотливых египтян.

Возможно, прав Раши, который считает действия Аврама абсолютно оправданными. Человек должен надеяться на Б-га, но и сам искать выход. Обычно в этом месте меня спрашивают: а что я сам думаю, кто прав — Раши или Рамбан? Отвечаю: «кто я такой, чтобы быть арбитром в их споре?». Настаивают.

— А все-таки?

— У нас евреев бывает, что спорят двое и оба правы.

— Так не может быть.

— Через всю Тору проходит спор 2 школ еврейских мудрецов: Гилеля и Шамая. Спор бескомпромиссный и принципиальный.

В периоды мира в нашем народе женщины из дома Гилеля выходили замуж за мужчин из дома Шамая и наоборот. Выходили и счастливо жили, несмотря на различие в воспитании. Потому что знали, что должны слушать мужа. Не как некоторые сегодняшние невесты, которым главное, чтоб жених ходил в шляпе Барсолино. А кто кого будет слушаться — это мы ещё поговорим…

Но все-таки, как насчет правоты?

Жил-был один человек. У него была мечта: спросить Всевышнего, кто всё же прав — Гилель или Шамай? И вот прошло 120 лет. Он очутился перед лицом Создателя и задал заветный вопрос. «Говорит мой сын Гилель так… Говорит мой сын Шамай так… А Я слушаю» — ответил ему Всевышний.

Я, изучая Тору, всегда пытаюсь найти такое объяснение, при котором спора на самом деле нет. Поэтому и хочу вспомнить слова песни «Старик», которую я написал на слова Арье Юдасина.

Почему-то мне кажется, что песня эта про Аврама, хотя автор утверждает, что сюжет выдуманный.

О чем говорится в песне? Жил старик, который каждое утро за все благословлял Б-га. И вот однажды пьяный солдат выстрелил в старика. И тот благословил стрелу, летящую в его окно. И в тот же день Всевышний изменил приказ, и прекратились все несчастья.

Супруга спросила, как можно искренне благословлять летящую в твое окно стрелу? Я не нашёлся, что ответить. Учитель сказал: «можно, если ты уверен, что всё от Всевышнего к добру».

Я не знаю кто прав, Раши или Рамбан? Надо ли было идти или оставаться? Но я уверен в одном, что в любом случае Аврам благословлял Всевышнего за всё.

И нынче в час, когда термометры на земном шаре помешались от жары и народ на народ идёт войной, «настало время вспомнить старика, благословляя всё, что дал Создатель».


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.