Из цикла «В кругу великих», темы: Мудрость, Хазон Иш, Шломо Лоренц, В кругу великих, Государство Израиль, Рав Элазар Менахем Ман Шах
Интересно отметить, что учитель говорил мне множество раз и, как мне известно, говорил также и другим людям, что закон о «национальной службе» не будет приведен в исполнение. На мой вопрос о том, на основании чего он говорит это, наш учитель ответил: «Это не пророческие слова, а открытие (посредством наших уст) путей к осуществлению добра».
Тяжкое предопределение о «национальной службе» действительно не осуществилось. Закон был утвержден, но никогда не исполнялся. Ясно и несомненно, что заслуги великих мудрецов Израиля во главе с нашим учителем и равом из Бриска, которые руководили великим сражением против этого закона, воспрепятствовали проведению его в жизнь.
Постановление о том, что запрет на «национальную службу» относится к числу тех, из-за которых следует «быть убитым, но не преступить», потрясло все общество харедим и объединило его, сделав его подобным «единому человеку с сердцем единым» в решимости отказаться от исполнения этого закона, как было об этом заявлено руководителем «Агудат Исраэль» равом И. М. Левиным и остальными представителями «Агудат Исраэль» в Кнессете: «Наши дочери предпочтут пойти в тюрьму, но не преступить указаний великих мудрецов Торы».
Власти хорошо поняли, что означает на практике постановление, о котором сказано: «быть убитым, но не преступить». Они поняли, что невозможно заполнить тюрьмы Израиля тысячами девушек, и предпочли не приводить этот закон в действие. Также и здесь наш учитель продемонстрировал понимание реальной ситуации, игнорируя предостережения тех, которые утверждали, вопреки его мнению, что даже в нашем обществе, харедим (и тем более у религиозных, не относящихся к харедим), девушки не будут способны исполнить его строгое постановление и не будут готовы быть заключенными в тюрьму.
Позднее, когда правительство потеряло надежду добиться исполнения закона, глава правительства, который был в тот период, Моше Шарет, открыл мне, что Бен Гурион ошибся в оценке положения, выходя на эту войну. «Мы полагали, что после того, как мы достигли соглашения с “Поалей Агудат Исраэль”, мы сможем провести закон. Ведь мы знали, что с “Мизрахи” у нас не будет никакой проблемы, а “Агудат Исраэль” в одиночку не сможет воспротивиться. Если бы мы знали силу великих мудрецов Торы, стоявших во главе борьбы, мы не связывались бы с ними…»
Мне хотелось бы отметить, что в 5737 (1977) году, во время работы над первым коалиционным соглашением («Агудат Израэль») с Менахемом Бегиным, наш учитель р. Э. М Шах потребовал включить в это соглашение пункт, который гарантировал бы, что закон о «национальной службе» не будет задействован. Я выразил перед ним удивление: ведь этот закон уже канул в Лету; никому уже не придет в голову задействовать его, и зачем нужно «дразнить собак»? Однако наш учитель настаивал на том, чтобы этот вопрос был ясно оговорен. Спустя немного лет нам пришлось убедиться в том, насколько прав был наш учитель рав Шах, когда БАГАЦ приказал правительству доложить, почему оно не принуждает к исполнению закона о «национальной службе» девушек из общины харедим. В «Ликуде» это вызвало растерянность; говорили, что невозможно обойти указание БАГАЦа посредством законодательных поправок. Но за отсутствием выбора, поскольку существовало обязательство, явно оговоренное в коалиционном соглашении, правительство согласилось внести в Кнессет поправку к закону о «национальной службе». В ней говорилось, что закон будет задействован только тогда, когда правительство примет об этом специальное решение.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»