Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И Вс-вышний прислушивается к жалобе бедняка, как сказано: «…и крик бедных услышит Он». Поэтому следует остерегаться вызвать их жалобы, ведь с ними заключен Б-гом союз, как сказано: «И будет, когда он закричит ко Мне, услышу Я, ибо Я милосерден».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
По материалам газеты «Истоки»

Мы читаем последнюю недельную главу первой книги Торы, которая называется Берешит («Бытие»). Всего в первой книге двенадцать недельных глав. Они охватывают огромный период человеческой истории — от Сотворения мира до прихода евреев в Египет. Приведем их краткий обзор.

Вначале Тора описывает Шесть дней Творения. Затем она приступает к описанию создания человека. Вот в его мертвое тело входит живая душа. Вот он впервые знакомится с миром, давая вещам и животным имена.

Вот появляется женщина. После чего муж и жена нарушают первую заповедь — не есть от «дерева познания». И изгоняются из сада Эден, «райского сада», чтобы поселиться на простой земле и «в поте своего лица добывать свой хлеб». Первое убийство — Каин убивает Эвеля (в русской транскрипции — Авеля). Родословная Первого человека: потомки Каина; потомки Шета, третьего сына Адама.

Потоп. Люди, извратившие природу, присуждены к исчезновению, а с ними и все живое на земле. Спасается только Ноах (он же Ной). С ним — жена, три сына, их жены и представители животного мира. Вода спадает, Ноах на радостях пьет вино, над ним смеется третий его сын, Хам; два других — Шем и Ефет — не смеются. В результате каждый получает свое благословение.

Но мир не исправляется: люди, объединившись, пытаются возвести башню «до неба», чтобы «скинуть» Б-га. Замыслы их расстроены.

Раздробившись на множество народов, люди разбредаются по земле.

Пока мы пересказали две первые главы книги Берешит. С третьей начинается история семьи Авраама, давшего начало еврейскому народу. А следовательно, начинается еврейская история. Авраам со своей женой Сарой приходит в Страну Кенаан и уже не выходит за ее пределы, если не считать короткого периода, когда из-за голода, разразившегося в стране, он вынужден спуститься в Египет. Вернувшись с подарками фараона, он пасет свои многочисленные стада в районе Хеврона. Его племянник Лот, живший до этого с ним, выбирает для жительства долину реки Иордан, где в те времена стояли города злодеев — Сдом и Амора, а ныне плещутся соленые воды Мертвого моря. Иностранные цари воюют против Сдома, берут в плен Лота и уходят. Авраам бросается в погоню, разбивает царей и освобождает родственника. Тот возвращается жить к злодеям. Аврааму обещано, что у него родится сын. Сдом и Амора сгорают в геологическом катаклизме. Лот с дочерьми спасается и дает начало двум народам — амонитянам и моавитянам.

У Авраама и Сары рождается Ицхак. Еще раньше у Авраама и наложницы Агар рождается Ишмаэль — тот, от которого пошли арабы. Ишмаэль изгоняется, Ицхак принимает из рук отца духовное наследство. У него и Ривки рождаются Эсав и Яаков. Ицхак любит Эсава, Ривка любит Яакова.

Эсав и сам не дорожит своими обязательствами перед отцом — и продает Яакову «первородство». Затем Эсав окончательно теряет расположение отца, который благословляет не старшего сына, как собирался, а младшего. Опасаясь мести Эсава, Яаков бежит за границу. Там, на службе у Лавана, брата Ривки, Яаков обзаводится четырьмя женами: Леей, Рахелью, Билой и Зилпой. У него рождаются двенадцать сыновей.

(Последний, Биньямин, рождается уже при возвращении Яакова домой.) Братья тоже живут не очень мирно. Йосеф продан ими проезжающим купцам. Оказавшись в Египте, попадает в тюрьму. Прославившись своим умением разгадывать сны, потребован к фараону, где с блеском разгадывает его странный сон про тучных и тощих коров. Получает в свои руки бразды правления экономикой, а затем и всей жизнью Египта.

Готовится к наступающим годам голода. Встречает братьев, которые приходят за зерном, но не узнают в нем сына Рахели. Несколько актов драмы — и Йосеф открывается перед братьями.

Оказывается, он «послан» сюда для того, чтобы подготовить приход евреев. Евреи должны оказаться в Египте! Зачем? Об этом мы знаем из истории: чтобы, начав с жизни свободных людей, опуститься до рабства, затем бежать и, бежав, получить Тору на горе Синай. Но это уже содержание книги Шмот («Исход»). А пока братья вместе со своим отцом Яаковом перебираются в Египет.

Умирая, Яаков благословляет сыновей. И клятвенно просит их, чтобы, когда умрет, похоронили его в семейном склепе, в гробнице Махпела, что рядом с Кирьят-Арба, он же Хеврон. Там уже похоронены Авраам и Сара, Ицхак и Ривка. Там будут покоиться Яаков и Лея. А что Рахель? Она уже похоронена в Бейт-Лехеме. Говорят, что, когда евреи уходят в изгнание, слышен ее плач: это наша мать, Рахель, оплакивает своих потомков, моля Всевышнего, чтобы Он вернул нас.

На смену старым поколениям приходят новые. Йосеф тоже завещает: когда придет срок евреям возвращаться домой, чтобы не забыли взять его кости с собой. «Вынесите мои кости отсюда!» — говорит он, не называя Египет по имени. «Отсюда», из этой мерзости. Ибо Египет — страна идолопоклонников, страна рабов. А нет ничего более страшного для евреев, чем быть поклонниками того, что создано руками человека (будь то материальная вещь, или идея, идеология и пр.). Нет ничего для нас более страшного, чем быть рабами.


Согласно объяснению многих еврейских мудрецов, поскольку человек состоит из двух противоположных «компонентов» — тела и духа, ему даны были два пути использования материальных вещей — материальный и духовный. Но, как известно, иудаизм строго регламентирует, какие способы воздействия возможны, а какие строго запрещены. Читать дальше

Кицур Шульхан Арух 166. Запрет гадания, астрологии и колдовства

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваэра

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей о недельной главе Торы.

Ваэра. Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.