Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Архелай идет по стопам отца - Ирода.

По стопам отца

После семи дней траура Архелай пришел в Храм и обратился к народу со словами любви и уважения. Евреи попросили его освободить всех заключенных, томящихся в тюрьмах, а также снизить непосильное бремя налогов. Зная, что его брат Антип также стремится завладеть царской короной, Архелай обещал выполнить все народные просьбы.

У евреев появилась надежда, что Архелай не пойдет по стопам отца и постарается исправить нанесенный тем ущерб. И они обратились к Архелаю с еще одной просьбой — произнести надгробную речь по ревнителям Всевышнего, сорвавшим римского орла и убитым по приказу Ирода, а также наказать тех, кто посоветовал Ироду их казнить. Архелай выслал к народу военачальника, который от его имени сообщил, что выполнение этой просьбы пока откладывается. Народ встретил сообщение градом камней, и тогда Архелай решил кардинально изменить свою политику: спровоцировать серьезные волнения и объявить императору Августу, что евреи взбунтовались против римского владычества и только он, Архелай, сможет усмирить их и подавить мятеж. Когда множество паломников собралось на Песах в Иерусалиме во дворе Храма и радость праздника смешивалась со скорбью по поводу трагической смерти ревнителей Всевышнего, Архелай послал против евреев вооруженных наемников, которым по закону было запрещено входить во внутренние помещения Храма. Толпа выдворила их. Архелай только этого и ждал, он тут же отправил на помощь наемникам войска, которые с неимоверной жестокостью расправились с молящимися, убив во дворе Храма свыше трех тысяч человек. Почва для предстоящего визита к римскому императору была подготовлена.

Продолжение убийств

Как только Архелай отправился в Рим, в стране вновь начались волнения. Для их подавления римский наместник в Дамаске Варий направил полководца Сабиния. Римлянин во главе огромной армии вступил в Иудею и подавил мятеж. По варварскому римскому обычаю около двух тысяч пленных были распяты на крестах. Варий сообщил императору Августу, что евреи восстали в ту минуту, когда Архелай покинул страну, и только Архелай может держать этот упрямый народ в повиновении.

Представители евреев также прибыли к Августу, прося его об упразднении царства в Иудее и присоединении их страны к Сирии. По совету Вария Август отклонил просьбу евреев и передал власть Архелаю, присвоив ему титул наместника. Не обладая способностями отца, Архелай унаследовал жестокость Ирода. Со временем на Архелая поступило столько жалоб, что Август был вынужден в 3766 году (6 год н.э.) выслать жестокого тирана в Галлию и присоединить Иудею к Сирии.

Правивший в Галилее Антип, второй сын Ирода, тоже отличался неимоверной жестокостью. Как и брат, он впоследствии был выслан в Галлию.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Эта глава начинается с заповеди жертвовать половину шекеля. Примечательно,что эту главу часто читают перед Пуримом, и как раз перед Пуримом и выполняется данная заповедь. Другая половина главы посвящена описанию греха золотого тельца и тому Великому прощению, которое оказал нам Творец. Читать дальше

Недельная глава Ки Тиса

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

«Ки тиса» («Когда будешь вести счет»). ДОЛГО ЛИ УСИДИШЬ НА ДВУХ СТУЛЬЯХ?

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний предписывает Моше определить число сынов Израиля («Когда будешь вести счет…») с помощью полушекеля, который внесет каждый из них на строительство Мишкана (переносного Храма). В такой форме евреям была дана заповедь приносить пожертвование на нужды Храма размером в полушекель. С этого приношения началось строительство Мишкана. В отсутствие Моше (он, как вы помните, сорок дней и ночей находился на горе Синай) евреи изготовили золотого тельца, поклонились ему и принесли жертвы. Моше спускается с горы с двумя скрижалями, видит это и разбивает скрижали. Сорок дней молится Моше, чтобы евреи не были истреблены в пустыне за этот грех. Б-г прощает евреев. Афтара к главе «Ки тиса» – отрывок из первой Книги царей (Млахим I, 18:1-39). (Напоминаем: афтара – отрывок из Пророков, который читают в синагоге по субботам после чтения недельной главы.) Этот отрывок рассказывает о временах царя Ахава, правившего северным – Израильским – царством, где проживали десять колен Израиля (два колена населяли южное царство – Иудею; раскол единого царства произошел после смерти царя Шломо). Ахав и его подданные поклонялись идолам, нарушая этим вторую из Десяти заповедей, запрещающую поклонение любым божествам, кроме Единого Б-га. Тема афтары связана с темой поклонения золотому тельцу в недельной главе.

Ки Тиса. вопросы и ответы

Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»

Вопросы и ответы по недельной главе

Золотой телец

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

Почему Аарон выбрал фигуру тельца?