Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Исторические события месяца Тишрей.

Месяц Тишрей является седьмым месяцем в еврейском календаре. Это может показаться странным, потому что Рош-Хашана – Новый Год приходятся на первый и второй дни Тишрея. Произошло это потому, что Тора сделала месяц Ниссан первым месяцем года, чтобы подчеркнуть историческое значение Исхода евреев из Египта, который приходится на 15 день этого месяца и который означает рождение нашей нации. Однако, согласно традиции, мир был создан во время Тишрей, или, чтобы быть более точным, Адам и Ева были созданы в первый день Тишрея, который был шестым днем мироздания и поэтому Тишрей является началом года. В связи с этим и Рош-Хашана празднуется в это время.

* * *

В каждом годе имеется двенадцать месяцев и имеется столько же колен Израилевых. Каждый месяц еврейского года представляет одно из колен. Месяц Тишрей является месяцем колена Дана. Это имеет символическое значение, потому что когда Дан родился, его мать Леа сказала: «Г-сподь судил меня (даннани) и подслушал также мой голос». Дан и Дин (Иом-хаДин – Судный день) происходят от одного и того же корня, означающего, что Тишрей является временем Божественного правосудия и прощения.

Точно так же, каждый месяц Еврейского календаря имеет свой знак Зодиака (по еврейски – Мазал). Знаком Зодиака для Тишрея являются Весы. Это представляет символ Судного Дня, когда Б-г кладет на весы хорошие поступки и плохие поступки человека.

* * *

Хотя каждое Новолунье отмечается и благословляется в синагоге в предшествующую ему Субботу, Новолуние Тишрея никогда не отмечается и не благословляется в синагоге. Оно не благословляется нами, потому что Сам Г-сподь благословит его. Он не отмечается по той причине, потому что большая часть того, что касается Рош-Хашана «скрывается» и окружено тайной. Мистический аспект Рош-Хашана указан в Св. Писании: «Трубите в новомесячие Шофар, в скрытое время, в день праздника нашего» (Пс. 81:4-5). Дьявол, доносчик, не должен быть предупрежден о приближении Рош-Хашана, Судного Дня. Это тоже является одной из причин, отчего «Новолуние» не упоминается в молитвах Рош-Хашана. Это также является одной из причин, почему первая часть Бытия не читается на Рош-Хашана, хотя ее и следовало бы читать, в виду того, что Рош-Хашана есть рождение Человека, так как Адам был создан на Рош-Хашана (смотри ниже).

* * *

Первый день Тишрея, который является первым днем Рош-Хашана не может выпасть на воскресенье, среду или пятницу.

Исторически, однако, первая Рош-Хашана выпала на пятницу, шестой день Создания мира. В этот день, Господь сперва создал скот и зверей лесных и всех гадов и насекомых, и, последним – Человека. Таким образом, когда человек был создан, он нашел всё готовым для себя. Наши мудрецы усмотрели в этом порядке Создания вдумчивость хорошего хозяина, который, до приглашения почетного гостя, приводит свой дом в порядок, зажигает много огней, приготовляет хорошую пищу и т. д., таким образом гость находит всё готовым к своему приходу. Но они также видят в этом очень глубокомысленный урок: Если человек достойный, с ним обращаются, как с почетным гостем; если он этого недостоен, ему говорят: «Не гордись собою; даже насекомое было создано до тебя!»

Первый человек Адам был создан взрослым, полным человеком. Он был очень умным существом, и в момент, когда он раскрыл глаза, он узнал своего Творца и назвал Его «Царем Вселенной». И он обратился ко всем созданиям: «Придите и да помолимся, склонитесь и станьте на колени перед Г-сподом, нашим Творцом!» Таким образом Рош-Хашана является днем Коронования Творца Вселенной. Коронование царей провозглашается звуком труб. Таким образом звуки Шофара на Рош-ОСошана символически напоминают нам также о Божественной Коронации. По той же причине этот день является днем «амнистии» и прощения.

* * *

В самый первый день своего создания, Адам нарушил заповедь Г-спода, кушая с запрещенного дерева и был судим Б-гом. Это учит нас, что человеку свойственно заблуждаться, а Божественному прощать».

В день Рош-Хашана родился Каин, вместе с сестрой-близнецом. Авель тоже родился в день Рош-Хашана вместе с сестрой-близнецом.

В Рош-Хашана Каин тоже убил своего брата Авеля, но тотчас же раскаялся. Узнав о силе раскаяния, Адам тоже раскаялся. (См. Первые, кто раскаялись, стр. 35).

Согласно некоторым источникам, воды Потопа высохли в день Рош-Хашана. Те же источники утверждают, что наши Патриархи Авраам, Исаак и Яков родились и скончались в этот день. Мы читаем о рождении Исаака в первный день Рош-Хашана и связан был Исаак (Акеда) на второй день.

* * *

Наши прародительницы Сарра и Ривка, а также наша пророчица Ханна, которые были бездетными, были наделены потомством, когда их молитвы были услышаны на Рош-Хашана.

* * *

Другие события в нашей древней истории имели место на Рош-Хашана: пророк Елисей благословил женщину из Шунем с рождением ребенка; вернувшиеся изгнанники из Вавилона начали снова приносить жертвоприношения Г-споду; Езра Ученый собрал весь народ и прочел ему выдержки из Торы, приведшие к покаянию среди вернувшихся изгнанников. Однако, Езра и Нехемия предложили народу забыть о досаде и горе на празднике и отложить свой пост и слезы до после Суккота.

Во время Средних веков, в 4773 году (1013), раввин Амнон претерпел мученическую смерть в первый день Рош-Хашана; он является автором торжественной молитвы «Унесане тоикеф», которую читают во время службы Мусаф Рош-Хашана и Иом-Киппур (см. стр. 61-66).

Второй день Тишрей был во время создания мира Субботой, первым Шаббос. В конце Шаббоса, Адам и Ева увидели в первый раз темноту. Они сидели, напуганные в темноте, пока Адам не споткнулся случайно на два камня, которые задели один другой и не произвели искру света. После этого он благословил свет. (Поэтому каждую субботу вечером произносится броха на свет в молитве Хабдала).

Согласно некоторым источникам, Гедалиа, сын Ахи-кама, губернатора Иудеи после разрушения первого Бет-Хамикдоша, был убит на второй день Рош-Хашана, в Митцпа (в 3339 году) Пост по Гедалиа соблюдается, однако, на следующий день, по причине праздника.

Третий день Тишрей соблюдается как пост по Гедалиа (см. выше). Его убийством, оставшимся еврейским поселениям в Святой Земле был нанесен тяжелый удар. Это один из четырех постов, имеющих отношение к разрушению Бет-Хамикдоша.

В четвертый рень Тишрей (в 5474 году) скончался святой человек и мистик Раввин Иоель Баал-Шем из Остраха. В тот же день (в 5581 году) скончался Раввин Авраам, сын Иехиля Михель из Вильно, автора известных книг по Еврейскому праву и обычаям Хайе-Адам и Хохмат-Адам.

В пятый день Тишрей родился Нафтали, сын нашего патриарха Якова. Он прожил 133 года и умер, как утверждают некоторые источники, в тот же самый день.

В этот день также был схвачен римлянами Раввин Акиба и он умер мученической смертью от их рук в день Иом-Киппура. Он был один из десяти мучеников, ставших жертвами римлян.

* * *

Шестой день Тишрей является годовщиной смерти «Дедушки из Спола», скончавшегося в 5572 году.

В седьмой день Тишрей родился Зебулун, сын нашего патриарха Якова. Он жил ПО лет (некоторые источники утверждают, что Зебулун жил 124 года).

* * *

В восьмой день Тишрей состоялась закладка Бет-Хамикдоша, построенного царем Соломоном (в 2935 году после Создания). С этого дня жертвоприношения были запрещены в других местах.

* * *

Девятый день Тишрей – канун Иом-Киппур.

Десятым днем Тишрей является Иом-Киппур, Судный День. Он не может прийтись на воскресенье, вторник или пятницу.

В этот день наш патриарх Авраам совершил себе обрезание в возрасте 99 лет (в 2047 год после Создания). (Согласно другим источникам это произошло на второй день Рош-Хашаны; а по мнению третьих это имело место в 13 день Ниссана.

В Иом-Киппур (в 2449 году после Исхода) Моисей спустился с Горы Синай и принес вторые каменные скрижали с Десятью Заповедями и счастливую весть о прощении Бчга (за грех с Золотым Тельцом).

Во время празднованя закладки и освящения Бет-Хамикдоша царем Соломоном (восьмой день, см. выше) не было поста на Иом-Киппур согласно Божескому приказанию; ,но день этот был посвящен празднованию этого великого события.

Раввин Акиба (как сказано выше) умер мученической смертью на Иом-Киппур, со словами из Шема на своих губах. В день его кончины родился раввин Иуда Ганаси (составитель Мишны).

На Иом-Киппур, император Адриан издал декрет, запрещающий обрезание. (Примерно между 4260 – 4300 голами после Создания).

Раввин Ахай, сын Рава бар Абуха из Раббанан Себурай скончался на Иом-Киппур.


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Недельная глава Бо

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Рассмотрим, как начало главы разъяснено в книге р. Леви-Ицхака из Бердичева «Кдушат Леви»